Как по закону оформить права на загородный дом или недострой, начиная с 2017 года

21072
7 минут
Как по закону оформить права на загородный дом или недострой, начиная с 2017 года

Строительство загородной дачи и затем процедура оформления индивидуального дома на каждом этапе его возведения - это довольно серьезная ответственность. Необходимо понимать с какими вопросами сталкиваешься: как выбрать участок, в каких домах невозможно оформить регистрацию по месту жительства, какие документы необходимо оформить для разрешения на строительство и право собственности на недострой.

Известная поговорка гласит, что загородный дом нужно строить не только по уму, но и по закону. Приступая к строительству загородного дома, вы должны знать, что далеко не на каждом земельном участке можно беспрепятственно возвести жилье.

Как правильно выбрать участок под строительство дома?

По закону постройка индивидуального дома разрешена только на участках, относящихся к землям населенных пунктов и землям сельскохозяйственного назначения. При этом во втором случае имеются ограничения на постройку загородного дома, так как в законодательстве имеется более узкое понятие «вид разрешенного использования».

К закладке фундамента вы можете смело приступать, если на вашем участке разрешено индивидуальное жилищное строительство (ИЖС), садоводство или дачное строительство.

От какого участка лучше отказаться?

Если вам предлагают земельный участок рядом с пролегающим газопроводом, высоковольтными электрическими сетями или каким-либо объектом энергетики, то от него стоит лучше отказаться. Указанные объекты имеют охранные зоны, в которых действует особый режим использования земли. Прежде чем покупать землю, надо точно выяснить, где начинаются и кончаются границы таких охранных зон и на каком расстоянии  можно вести земляные работы.

В каких домах обычно не прописывают?

Затевая строительство, стоит вначале задуматься не только о самой постройке, но и возможности в ней прописаться. Имейте в виду, что в загородном доме, построенном на землях для ИЖС или ведения крестьянско-фермерского хозяйства, оформить постоянную регистрацию можно без проблем.

Если же дом стоит на земельном участке для садоводства, то получить прописку можно только в судебном порядке. А в загородном доме, построенном на землях для дачного строительства прописка вообще невозможна.

Право собственности на дачный дом

Для постройки объектов на участках земли, предназначенных для садоводства и дачного строительства, получения разрешения пока не требуется. Впрочем, согласно поправкам 2016 года в ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» садовые и дачные товарищества приравниваются к некоммерческим образованиям (НКО) и для возведения дома владельцам этих земель потребуется получить проект планировки территории некоммерческого образования.

Кроме того, при оформлении прав собственника на такие объекты недвижимости, как садовые и дачные дома на земельных участках, отведенных для ведения садоводства и дачного хозяйства, до 1 марта 2018 года в рамках дачной амнистии действует упрощенный порядок оформления прав.

Кстати, упрощенный порядок распространяется и на строения и сооружения вспомогательного использования на даче – например, на бани, хозяйственные постройки и гаражи.

Что делать, чтобы получить прописку

Надо иметь в виду, что для регистрации жилого дома, возведенного на земельном участке, имеющем вид разрешенного использования ИЖС, с 1 января 2017 года потребуется представить разрешение на строительство. Обратиться за ним можно в управление архитектуры и градостроительства района на основании заявления правообладателя.

Что нужно для получения плана земельного участка?

Градостроительный план земельного участка (ГПЗУ) выдает  местная  администрация (как правило, это комитет по архитектуре).

Для получения ГПЗУ необходимо предоставить следующие документы: 

1. Заявление о выдаче градостроительного плана;

2. Документ, удостоверяющий личность заявителя;

3. Правоустанавливающий документ на земельный участок

Срок оказания услуги по выдаче  ГПЗУ составляет 30 календарных дней, плата за подготовку ГПЗУ не взимается.

Последние изменения Градостроительного кодекса

С 1 января 2017 года вступают в силу изменения Градостроительного кодекса, в соответствии с которыми, ГПЗУ должен быть получен не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство.

Для дальнейшего получения разрешения на строительство нужно идти в местную администрацию, многофункциональные центры обслуживания (МФЦ) или использовать единый портал госуслуг.

Какие документы потребуются для получения разрешения на строительство

Разрешение на строительство выдается при наличии следующего пакета документов:

  • правоустанавливающий документ на земельный участок;

  • градостроительный план земельного участка (ГПЗУ);

  • схему планировочной организации, которая показывает расположение будущего дома на участке (многие собственники самостоятельно чертят ее);

  • описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства (данный документ требуется с 1 января 2017 года, если строительство планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения).

  • документ, удостоверяющий личность заявителя (в случае представления интересов заявителя иным лицом необходима доверенность на представителя).

Что включает в себя описание внешнего облика строения?

Описание внешнего облика включает в себя указание на параметры объекта индивидуального жилищного строительства, цветовое решение его внешнего облика, планируемые к использованию строительные материалы, определяющие внешний облик такого объекта. Графическое описание представляет собой изображение внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства, включая его фасады и конфигурацию объекта.

Срок получения разрешения на строительство составляет 10 рабочих дней с момента подачи заявления. Плата за выдачу разрешения не взимается.

Какой дом можно не ставить на кадастровый учет?

Для начала построенный загородный дом нужно поставить на кадастровый учет и получить кадастровый паспорт. Однако если дом построен на садовом или дачном земельном участке, то построенный дом можно не ставить на кадастровый учет. В таком случае вместо кадастрового паспорта берутся сведения из проекта, уточняет собеседник агентства.

Какие документы потребуются для оформления права собственности на дачный дом?

Для оформления права собственности на дачный дом собственнику земельного участка достаточно будет по окончании строительства в рамках действующей дачной амнистии предоставить следующие документы:

  • заявление;

  • правоустанавливающий документ на земельный участок;

  • квитанцию об уплате государственной пошлины (350 рублей);

  • декларацию об объекте недвижимого имущества.

Какие документы нужно подать в Кадастровую палату или МФЦ?

Перечень документов для подачи заявления о регистрации права собственности на индивидуальный дом:

  • правоустанавливающий документ на земельный участок;

  • документ, подтверждающий факт создания дома и содержащий его описание;

  • заявление;

  • кадастровый паспорт;

  • документ об оплате госпошлины (для граждан ее размер составляет 2 тысячи рублей в соответствии со ст. 333.33 Налогового кодекса РФ.);

  • документ, удостоверяющий личность заявителя, а также доверенность на представителя, в случае представления интересов заявителя иным лицом.

Когда кадастровый учет не обойти

Важно также помнить, что с 1 января 2017 года права на недвижимое имущество будут регистрироваться в соответствии с федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». С этого момента регистрация права собственности на дома, расположенные на земельных участках сельскохозяйственного назначения,  будет невозможна без проведения их кадастрового учета.

Таким образом,  с 1 января 2017 года придется вызывать кадастрового инженера и предварительно ставить свое имущество на кадастровый учет.

Право собственности на недострой

Случаются ситуации, когда денег на достройку дома нет, и строительство останавливается. Можно ли зарегистрировать право собственности на такой недостроенный дом или надо обязательно дождаться, пока дом будет достроен? Учтите, объекты незавершенного строительства являются такими же объектами недвижимости, как и полностью построенные дома.

Право собственности на недострой регистрируется на основании правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположен такой объект, и разрешения на строительство, если такое разрешение требуется.

Бывают также ситуации, когда право собственности на объект незавершенного строительства оформлено, а потом дом все-таки достраивается.

Как правильно оформить недостроенный дом?

Порядок действий тех, кто купил недостроенное строение, а потом захотел его зарегистрировать: 

1. Получаем разрешение на строительство, если оно требуется.

2. Если разрешения не было или уже утратило свою силу, вызываем техников БТИ для внесения изменений в инвентаризационное дело;

3. Приглашаем кадастрового инженера для составления технического плана;

4.  Полученный технический паспорт БТИ подаем в кадастровую палату для внесения изменений в кадастровое дело и получения нового кадастрового паспорта;

5. Все полученные документы (разрешение на строительство, новый кадастровый паспорт + документы, подтверждающие право собственности на землю) сдаем в органы Росреестра на перерегистрацию прав. На выходе получается выписка из ЕГРП с новыми данными объекта.

В конце всей этой процедуры придется заплатить госпошлину за переоформление права на жилой дом в размере 2 тысяч рублей.

Материалы по темам "Сделки. Недвижимость" и "Оформление документов"

Рекомендуем

Загрузка...