Новое в налогообложении земельных участков с 1 января 2018 года

17940
8 минут
Новое в налогообложении земельных участков с 1 января 2018 года

Федеральным законом от 30.09.2017 № 286-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» НК РФ скорректирован в части ряда налогов. В частности, изменения, которые вступят в силу после 01.01.2018 г. коснулись земельного налога.

Законодательная база

Обязанность уплаты земельного налога прописана в главе 31 Налогового кодекса. Налоговые ставки по данному виду платежей устанавливаются местными властями. В указанной главе определены лишь их предельные значения: от 1,5% до 0,3% в зависимости от категории земельного надела.

Процентная ставка в размере 0,3% применяется в отношении земель, отнесенных к землям сельхозназначения, занятых жилым фондом и объектами коммунальных систем жилищного комплекса либо полученных для жилого строительства, приобретенных для ведения подсобного хозяйства, ограниченные в обороте, представленных для оборонительных целей, обеспечения безопасности и таможенных нужд. Прочие земли облагаются налогом по ставке не более 1,5%.

Объектом налогообложения являются земельные участки, что расположены в границах муниципального образования (ч. 1 ст. 389 НК РФ).

От земельного налога освобождены земли, выведенные из оборота, земли ограниченной оборотоспособности, земли в составе лесного фонда, земли, занятые водными объектами водного фонда, земли под многоквартирными домами (ч. 2 ст. 389 НК РФ).

Плательщиками земельного налога являются физические и юридические лица, обладающие правом собственности, бессрочного пользования, пожизненного владения земельными участками (п. 1 ст. 388 НК РФ).

Величина сумм земельного налога определяется в зависимости от объективных показателей:  размера налоговой ставки, кадастровой стоимости участка и льгот. Данные о кадастровой стоимости конкретного надела можно узнать на сайте Росреестра.

Платеж по земельному налогу совершается ежегодно. Суммы к оплате для физических лиц ФНС рассчитывает самостоятельно, информируя налогоплательщиков о результатах либо в личном кабинете на сайте ведомства, либо в письме, направляемом по почте. Юридические лица необходимые вычисления производят самостоятельно.

Ежегодно каждый субъект устанавливает собственные сроки уплаты земельного налога. Неуплата чревата наложением штрафных санкций в размере от 20% до 40%.

Проблемы с кадастровой стоимостью земли

Стандартно налогооблагаемая база по земельному налогу определяется касательно каждого конкретного земельного надела как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ). Переоценка кадастровой стоимости земли производится каждые 5 лет.

Если же земельный участок выделен в течение налогового периода, тогда налогооблагаемая база в этом налоговом периоде будет определена как его кадастровая стоимость на дату внесения данных, что служат основанием для определения кадастровой стоимости такой земли в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).

Законом уточняется, что изменения кадастровой стоимости, произведенные в течение года, в таком налоговом периоде, а также в предыдущих учитываться не будет. Ранее такая возможность существовала в двух случаях.

Во-первых, при обнаружении ошибки, исправление которой влечет изменение кадастровой стоимости. В таких ситуациях выполнялся перерасчет, начиная с момента, когда для расчетов применялись ошибочные данные.

Во-вторых, когда величина кадастровой стоимости изменялась по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда. Перерасчет производился, начиная с налогового периода, в котором налогоплательщик подал заявление о пересмотре данного параметра, но не раннее даты внесения в ЕГРН информации о кадастровой стоимости, что и стала предметом оспаривания

Кадастровая стоимость надела изменяется и при перемене вида разрешенного использования земельного участка или его перевода из одной категории земель в другую.

Однако в измененной редакции НК РФ данные моменты не оговаривается. Соответственно, во всех вышеописанных случаях будет применяться общая схема, когда отредактированные данные станут применять уже в периоде, следующим за тем, когда произошла коррекция. Это же мнение по данному вопросу высказал и Конституционный суд в Определении от 09.02.2017 № 212-О причем без учета того, как такая ситуация сказалась на положении налогоплательщика. Аналогичное разъяснение дал и Минфин в Письме от 14.04.2017 № 03-05-04-02/22593.

Однако такой порядок применим только к изменениям кадастровой стоимости, относящимся к периоду до 2017 г. включительно.

Законодатели учли сложившийся казус и исправили его. Но положение о том, что если изменение величины кадастровой стоимости произошло по причине изменения вида разрешенного использования земельного участка и (или) его перевода из одной категории земель в другую и только тогда оно будет учтено при определении налоговой базы с даты внесения необходимых сведений в ЕГРН, вступит в силу лишь с 01.01.2018 г.

Взаимодействие с налоговыми органами и методика расчета земельного налога

В соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ органы, выполняющие кадастровый учет и регистрацию прав на недвижимое имущество, должны предоставлять данные о недвижимом имуществе и о его владельцах в налоговые органы в течение 10 дней со дня совершения регистрационных действий, а также ежегодно до 15 февраля - по состоянию на 1 января.

Методика расчета земельного налога в подобной ситуации аналогична той, что применяется для вновь сформированного земельного участка, так как при этом налоговая база определяется с учетом остатка налогового периода, начиная с момента внесения в ЕГРН данных, необходимых для расчета кадастровой стоимости земельного участка.

Соответственно согласно п. 7 ст. 396 НК РФ в случае возникновения или прекращения в течение налогового (отчетного) периода права собственности на землю определение величины налога (или авансового платежа) осуществляется с применением специальных коэффициентов.

Также будут рассчитывать коэффициент и в случае изменения кадастровой стоимости ввиду преобразования вида разрешенного использования земельного участка или его перевода из одной категории земель в другую (п. 7.1 ст. 396 НК РФ).

В результате в таком налоговом периоде нужно определить два коэффициента. Первый исчисляется как отношение количества полных месяцев с момента изменения вида разрешенного использования земельного участка или его перевода из одной категории земель в другую к количеству месяцев в налоговом (отчетном) периоде. Это коэффициент К2.

Другой показатель - К1 - определяют как отношение количества полных месяцев до даты изменения вида разрешенного использования земельного участка или его перевода из одной категории земель в другую также к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Если дата внесения сведений об изменении кадастровой стоимости в ЕГРН пришлась на период до 15-го числа месяца включительно, то этот месяц признают как тот, что учитывают при определении коэффициента К2. Если же эта дата наступила после 15-го числа месяца, то этот месяц переходит в расчет коэффициента К1.

Итого методика расчета земельного налога основана на следующей формуле:

ЗН = (КС1 х СН1 х К1) + (КС2 х СН2 х К2),

где:

ЗН – сумма земельного налога за год;

КС1 – кадастровая стоимость земли до изменений (на 1 января налогового периода);

СН1 – соответствующая категории надела ставка земельного налога, установленная для земельного участка до изменений;

КС2 – кадастровая стоимость после изменений на момент внесения сведений в ЕГРН;

СН2 – ставка земельного налога, применяемая для категории земельного участка после изменений.

Novoe-v-nalogooblozhenii-zemelnykh-uchastkov-s-1-yanvarya-2018-goda.jpg

Подтверждение прав на льготы по земельному налогу

Льготами по земельному налогу вправе пользоваться определенные категории налогоплательщиков. За федеральными льготами могут обратиться граждане и общины, относящиеся к коренным народам Сибири, Севера и Дальнего Востока. Они полностью освобождены от налога на землю при условии, что земли, которыми они пользуются, эксплуатируются для промыслов, обеспечения традиционности хозяйственного и жизненного уклада.

Местные льготы муниципальные органы власти определяют самостоятельно. Уточнить перечень льготных категорий плательщиков можно в местных администрациях.

Согласно п. 5 ст. 391 НК РФ ряд следующие группы налогоплательщиков вправе уменьшить налоговую базу на 10 000 рублей: это герои СССР и РФ, полные кавалеры Ордена Славы, граждане, перенесшие лучевую болезнь; инвалиды с детства, инвалиды III группы либо I и II групп, которым инвалидность установили до 01.01.04г.; инвалиды и ветераны ВОВ, участники боевых действий; те, кто участвовал в ликвидации аварии на ЧАЭС и в испытаниях ядерного оружия.

Льготы применяются в отношении земли, принадлежащей налогоплательщику на праве собственности, постоянном (бессрочном) пользовании либо пожизненном наследуемом владении.

Согласно п. 6 ст. 391 НК РФ для получения льгот подтверждающие документы предоставлять не нужно, но такое право за плательщиками сохраняется.

В то же время действует п. 10 ст. 396 НК РФ, в котором прописана такая обязанность налогоплательщика. Помимо необходимой документации он должен написать еще и заявление. Рекомендуемая форма такого документа приведена в Письме Налоговой службы от 16.11.2015 № БС-4-11/19976@. До 01.01.2018 г. указанная форма должна стать нормативной.

Порядок подтверждения права налогоплательщика на льготу станет аналогичен порядку, предусмотренному п. 3 ст. 361.1 НК РФ для транспортного налога.

Согласно данной норме налоговый орган в отсутствие подтверждающей документации на основании данных, предоставленных налогоплательщиком в заявлении о предоставлении налоговой льготы, самостоятельно запрашивает сведения, удостоверяющие такое право, у органов, организаций, должностных лиц, обладающих соответствующими сведениями.

Лицо, которому поступил запрос от налогового органа по поводу сведений, удостоверяющих право налогоплательщика на налоговую льготу, должно ответить в течение семи дней с даты получения обращения либо сообщить о причинах неисполнения запроса.

Налоговый орган с момента получения отрицательного ответа в течение трех дней должен проинформировать налогоплательщика о неполучении по запросу сведений, а также о том, что налогоплательщику придется самостоятельно направить подтверждающие документы в налоговый орган. В противном случае льготу не предоставят.

Материалы по теме "Земельные участки"

Рекомендуем

Загрузка...