Не секрет, что в современном обществе существует всемогущий культ молодости, тогда как старость в нем считается чем-то таким, чего нужно опасаться. Пусть будет так, но разве это означает, что по мере вашего старения, вы должны терять качество жизни.
Исследования показывают, что люди начинают чувствовать себя старыми в возрасте за 60, а опрос Pew Research Center показал: почти 3000 респондентов заявили, что 68 – это средний возраст, в котором начинается старость.
Правильный выбор образа жизни и поведения в пожилом возрасте продлевает здоровье
Люди должны готовиться к более поздним этапам своей жизни также, как они заботятся о семье или помогают ребёнку обрести независимость. Почаще консультируйтесь со специалистами, чтобы адаптироваться к изменениям в ваших доходах и планировать расходы на здравоохранение. Обсудите с семьёй и друзьями, что вы ожидаете от старости и какого типа образа жизни вы желаете.
Несмотря на снижение уровня здоровья и доходов, «подавляющее большинство пожилых людей пользуются улучшениями в эмоциональных аспектах жизни», потому что они больше ориентированы на положительную информацию. пожилые люди, как правило, более счастливы и меньше страдают от стресса и беспокойства, чем люди среднего возраста и молодёжь.
Доктор психологии Том Людвиг считает, что реальность старения не так плоха, как это кажется со стороны. В то время как вы, возможно, не сможете делать все, что когда-то делали во времена молодости – он не советует, например, играть в футбол с подростками – есть способы, которыми вы можете это компенсировать, найдя другие полезные действия.
Найдите что-нибудь, в чём можно совершенствоваться, например теннис или резьба по дереву. Г-н Людвиг предложил сосредоточиться на оказании помощи другим, особенно молодым людям. Помните также, что вы не единственный, кто болен или стареет. «Миллионы людей сталкиваются с той же проблемой» – говорит Людвиг. «Какова альтернатива старости? Умереть молодым».
Хотя это правда, что с возрастом мы можем набрать некоторый вес и потерять некоторые из наших интеллектуальных способностей, это не повод следовать стереотипам о пожилых людях.
Директор Центра методологии социальных исследований РАНХиГС Дмитрий Рогозин, завершивший наиболее представительный опрос пожилого поколения страны, убежден, что в России изменилось отношение к старости, сексу и смерти. Как выяснилось, например, что почти треть россиян от 65 до 69 лет занимаются сексом, в 70–74 интимная жизнь сохраняется у 16 процентов человек, до 79 лет – у шести процентов. Реально на нет интимные отношение сходят к 80 годам. И наши люди могут на эти темы говорить, не смеясь и не стесняясь.
Как сегодня изменилось отношение к старости
Опять же, 6 лет назад, как считает Рогозин, никто из чиновников тему старости на дух не принимал, а тут вдруг в «Стратегии» заговорили об «активном старении». То есть впервые перестали смотреть на старика как на объект приложения сил, в смысле: а давайте для него что-нибудь сделаем, загрузим его кружками, научим компьютерной грамотности, обяжем родственников его выгуливать...
«Впервые подумали, что хорошо бы дать человеку самому решить, как и что он хочет делать. Потому что то, что нужно ему, иногда кажется безумием всем окружающим. Например, старику нужен разговор о смерти. И вообще зрелому обществу этот разговор нужен, – продолжает Рогозин. – А у нас до недавнего времени от него все шарахались: мол, что вы, наше ж дело счастье! И не понимают люди, что субъективное благополучие, счастье после какого-то периода напрямую связано с правильным проговариванием вопроса о смерти, с правильной подготовкой к ней».
Принципы активного долголетия
В своем исследовании ученые Центра методологии социальных исследований РАНХиГС взяли за точку отсчета 65-летие, потому что это возраст, когда большинство россиян уходят с рынка труда. Причем под работой здесь стоит понимать не только официальное трудоустройство, но и уход за внуками, возделывание огорода и прочее. С 65 до 75 лет человек постепенно снимает с себя прежнюю нагрузку, выполнение какого-то функционала. А после 80 часто он сам нуждается в помощи и уходе. После 90 человек, как правило, живет только в том случае, если кто-то готов быть рядом с ним, постоянно ему помогать.
Одна из последних революционных идей, которую мы подхватили на Западе, – это идея о том, что разделение своей жизни на духовную и телесную крайне опасно; условно говоря: крайне опасна иллюзия, будто можно считать себя старым и страшным, но при этом оставаться умным и интересным.
Культура ухода за собой
Для наших стариков отказ от своего тела – очень распространенный соблазн. На практике это выглядит примерно так: старушка считает, что она была в молодости красивая, а сейчас стала безобразная, и поэтому стыдится своего тела. Если она его стыдится, она лишний раз не пойдет в душ. Зачем? В результате тело начинает вызывать еще большую брезгливость – и у нее самой, и у окружающих. Хочется натянуть на него какую-то хламиду и не заглядывать.
Появляется такая известная вещь, как старческий запах. Хотите верьте, хотите нет, но поначалу он очень не нравится самим старикам, просто они свыкаются – мол, что поделаешь, такая я развалина. Но это не запах старости, это запах запустения. Существует реальная связь между приверженностью гигиене и скоростью развития деменции.
Соответственно, культура поддержания себя, ухода за собой – важнейшее средство профилактики «объективации». Как сказала нам одна пожилая женщина, «в молодости важны туфли, а в старости – крема». На Западе это давно уже поняли, косметические бренды переориентировались на пожилое поколение. Мы, по-видимому, тоже придем к мысли, что тело – это не просто оболочка, не просто прах и тлен, а очень реальный образ нашего внутреннего мира.
Что помогает пожилым оставаться активными
Важно понять, что помогает тебе в преклонном возрасте оставаться активным, и тогда ты будешь вкладываться именно в это. Телевизор, например, помогает мало, интернет – больше: он дает возможности дешевого общения с родными, поиска ответа на актуальные вопросы.
Хороша зарядка, потому что движение в пожилом возрасте – это в прямом смысле слова жизнь. И радует, что процент тех, кто делает зарядку, неуклонно растет после 65 лет и до 80.
Очень помогает непрерывное образование – но вот о нем применительно к пожилым людям говорить почему-то по-прежнему неприлично. Во всяком случае, многие наши респонденты отнеслись к самой идее чему-то поучиться с нескрываемым удивлением или иронией. Проблема, наверное, в том, что для них образование связано с детскими воспоминаниями о школе, а об образовании как о приобретении какого-то навыка они не думают.
Хотя многие навыки востребованы. Ученые центраобнаружили, что очень востребован такой навык, как умение составить свое генеалогическое древо, правильно написать воспоминания о жизни, чтобы дети потом могли их прочесть. Для старика ведь очень важен вопрос: зачем? Если он что-то делает, он должен знать, кому и почему это нужно. Если ответ на вопрос найден, он готов на многое – даже учиться.
Главное – не прерывать общение
Другое дело, что у нас мало реальных институтов, поддерживающих общение между пожилыми людьми. На всяких курсах, в кружках, досуговых клубах, организованных для стариков государством и спонсируемых по госпрограммам, почти никого нет. Что-то живое теплится в районных библиотеках, которые ввиду того, что их аудитория разбилась на две группы – школьников младших классов и стариков, стали с этими группами тесно работать, организовывать чаепития, посиделки и прочее.
Другой очаг – это церковь. При любом храме всегда найдешь преданных ему старушек и стариков. Но здесь кроется проблема: пожилые остаются прихожанами до тех пор, пока действительно могут ходить. К сожалению, в нашей церкви не развита практика надомного посещения, хотя она могла бы стать колоссальной точкой роста: в пожилом возрасте почти не остается атеистов, всем хочется думать о высшем и большем. И думать об этом гораздо удобнее, опираясь на выработанный церковью язык, на то же Евангелие.
Наконец, третий, но стремительно исчезающий вид «собирающих институтов» – это знаменитые «лавочки». Соседские сообщества очень хорошо работают, образуя круг взаимной опеки и присмотра. Тревожно, однако, что даже в малых городах «живых лавочек» становится все меньше и меньше, а других институтов на их месте практически не появляется. Видимо, новой «модной старости» нужны какие-то новые формы самовыражения и взаимодействия.