Ученые установили формулу самооценки. Возможности повысить самооценку

5967
4 минуты
Ученые установили формулу самооценки. Возможности повысить самооценку

Успехи в жизни не меньше зависят от представления человека о своих способностях, чем от самих этих способностей. Когда человек утверждает: "Я этого никогда не осилю", - это больше говорит о нем самом, чем о школьном предмете. Не чувствуя уверенности, он, скорее всего, действительно потерпит неудачу. Плохую успеваемость, незаинтересованность в учебе, плохое поведение во многом можно объяснить заниженной самооценкой. Формирование Я-концепции не заканчивается в определенном возрасте - постоянно происходят какие-то изменения.

Например, школьник, успешно сдающий экзамены, считает себя способным. Но позитивная самооценка может быть разрушена, если ребенок вдруг провалится на экзамене или среди друзей успеваемость перестает быть ценностью. Кроме того, взрослея, школьник обнаружит, что успехи в учебе сами по себе еще не приносят счастья и не являются гарантией успеха в других жизненных ситуациях. Сколько известно случаев, когда отличники становились неудачниками во взрослой жизни, и наоборот, заядлые двоечники, обитатели школьных галерок добивались успехов в работе, в творчестве и в личной жизни.

Человек всегда испытывает потребность в гармонии с собой и с окружающей средой и может предпринять самые непредсказуемые действия, чтобы восстановить такую гармонию. При этом он может отказаться видеть вещи такими, какие они есть, и верить людям, сообщающим ему что-то о нем самом, либо стремиться изменить себя и окружающих. Так, одна девочка, плохо успевавшая в школе, объясняла это тем, что не обладает большим умом. Когда она прошла тест на определение уровня интеллектуального развития, результаты оказались значительно выше средних. Такие выводы не соответствовали представлению девочки о ее способностях. Проведенный через несколько месяцев повторный тест дал парадоксальный результат: показатель интеллекта упал до уровня ниже среднего! Первые результаты вступили в противоречие с привычной, устоявшейся самооценкой ребенка, нарушилось ее личностное равновесие. Но вместо того, чтобы изменить представление о себе, девочка бессознательно пошла по пути снижения интеллекта.


Формула самооценки:

Самооценка = успех
притязания

Таким образом, есть две возможности поднять самооценку: либо добиваться успеха, либо снизить притязания. Идеально, когда уровень достижений соответствует уровню притязаний, но при этом уровень притязаний чуть-чуть, самую малость, выше. Посмотрите, по какому пути предпочитает идти ваш ребенок, сталкиваясь с трудностями. Все-таки "упереться рогом" и добиваться успеха или же махнуть рукой и подумать: "Да у меня все равно это не получится, я даже и пробовать не буду". Когда такие ситуации возникают, постарайтесь на время отложить все другие дела (понятно, что это трудно, но поверьте, время и возможность так легко упустить и так трудно потом наверстать!) и поработать над самооценкой ребенка, над тем, чтобы все-таки выбирать путь успеха, а не заведомого поражения.

В идеале, конечно, в этот момент лучше объединить усилия с учителем - даже если он не самый гениальный, поверьте, если вы попросите встречи, придете в школу, поговорите с педагогом, редкий человек, видя такую родительскую заинтересованность, откажется помочь и поддержать ребенка. Только будьте осторожны. Взрослые очень часто наивно полагают, что могут быстро и достаточно легко повысить уровень заниженной самооценки ребенка. Казалось: похвали его, предоставь школьнику "высокую" должность в классе - и все будет хорошо, ребенок станет ценить себя выше. Но если у ребенка стабильно отрицательное отношение к себе, своим способностям, реакция на доброжелательные действия может оказаться крайне негативной; например, он может сказать себе: "Наверное, я совсем глупый, если учитель все время старается внушить мне обратное". Или: "Почему меня, такого толстого, назначили капитаном команды? Наверное, учитель хочет показать всем, какой я неповоротливый и тупой".

В зависимости от Я-концепции ученика экзамен может восприниматься им как положительный стимул или как угроза, а первая парта в классе - либо как наказание, либо как место, откуда лучше всего слышно учителя. Если ребенок не успевает по какому-то предмету, он будет избегать его или плохо выполнять задания, с которыми, по его мнению, он все равно не справится. Воспринимая себя в целом неудачником, все последующие ситуации он будет воспринимать только как подтверждение собственной неполноценности. А ребенок, как и любой человек, нуждается в благожелательном, позитивном отношении со стороны окружающих. Так что если хотите поднять самооценку ребенка, вам потребуются и время, и терпение! 

Материалы по теме "Успех, личность"

Рекомендуем

Загрузка...