100 лет назад был впервые продемонстрирован "Черный квадрат" Малевича

2697
4 минуты
100 лет назад был впервые продемонстрирован "Черный квадрат" Малевича

19 декабря 2015 года исполнилось ровно 100 лет с того дня, как публике было впервые представлено полотно Казимира Малевича "Черный супрематический квадрат". Это случилось на Последней футуристической выставке "0,10" в Петербурге.

К юбилею самой узнаваемой картины русского авангарда Третьяковская галерея выставила редко экспонируемые графические работы Малевича и художников его круга.

В картине Малевича во все времена специалисты пытались найти мифические и тайные смыслы. И сейчас эксперты занимаются изучением новых версий создания "Черного квадрата"

В начале прошлого века этот простой четырехугольник был назван чуть ли не манифестом нового времени.

В чем популярность картины, каковы ее тайные смыслы, искусствоведы пытаются объяснить до сих пор. Они ищут и находят всё новые подтверждения уникальности произведения. Это и символ "абсолютного нуля", и конец традиционного предметного мышления, и трансфинитное начало, и вызов обществу, и проект стилистики мира.

В последние годы картина Малевича была детально «препарирована»: в Третьяковской галерее было проведено комплексное исследование полотна. Оно изучено в ультрафиолетовой и инфракрасной областях спектра, проведена его макрофотосъемка, рентгенографирование, исследование пигментов с помощью бинокулярного микроскопа и методом рентгенфлюоресцентного анализа. И в результате – еще одно открытие: под черным четырехугольником находится не одна, а две цветных композиции, сделанные художником в разные периоды.

О том, что черная краска скрывает другое изображение, специалисты знали давно, так как на картине явно просматривались желтые, зеленые, розовые и голубые краски. Были выявлены очертания абстрактных цветных форм и даже определен состав красок. Считалось, что в творчестве Малевича не было абстрактных композиций. А на рентгенограмме четко просматривалась композиция, близкая к кубофутуристическим произведениям.

Тем не менее, мнения специалистов, что касается значения творчества Малевича, неоднозначны. Существует несколько точек зрения:

1. «Квадрат» Малевича не уникален

За 20 лет до написания этого полотна появилась «черная» картина эксцентричного французского художника и юмориста Альфонса Алле "Битва негров в пещере глубокой ночью". Автор  не вкладывал  тайных смыслов в свою работу, объяснил всё в названии.

А еще раньше, в начале 17-го века, был черный четырёхугольник философа-алхимика Роберта Фладда. Своей картиной он проиллюстрировал "Великую Тайну Великой Тьмы", то есть то, что было до сотворения мира.

В 1843 году французский портретист и иллюстратор Берталь написал картину "Вид на Ла-Хог ночью". Она представляла собой горизонтальный прямоугольник, почти полностью покрытый расплывчатыми черными знаками. Позже были "Сумеречная история России" Гюстава Доре и шуточная картина "Ночная драка негров в подвале" Пола Билхода.

2. «Черный квадрат» Малевича на самом деле не черный

Действительно, не трудно заметить, что полотно не однородного черного цвета.

3. «Квадрат» Малевича на самом деле не квадрат

Если присмотреться к картине, можно определить, что это вообще не прямоугольник, а трапеция. В фигуре нет ни одного по-настоящему прямого угла. Это скорее черный четырехугольник. Недаром Малевич именно так вначале назвал картину.

4. В «Черном квадрате» важна форма, а не содержание

При самом большом желании найти скрытый смысл, трудно в картине увидеть что-то, кроме темного цвета и абстрактных линий под краской. Кстати, на выставке в Петербурге в 2015 году присутствовали и другие работы Малевича, изображающие черный круг и крест. Однако их сам художник считал вторичными, а философский смысл придавал именно «Черному квадрату».

5. «Черный квадрат» - это революция в живописи

Долгие годы господствовал этот тезис, возможно, поэтому он воспринимается как аксиома.

Как бы не спорили искусствоведы и художники, 100 лет назад Малевич фактически основал новое направление в живописи — супрематизм. Его "Черный квадрат" — это простой, но гениальный пиар-проект, который сегодня оценивается в десятки миллионов долларов и считается самым узнаваемым произведением не только русского авангарда, но и всего русского художественного творчества в целом.

Материалы по теме "Отдых и путешествия"

Рекомендуем

Загрузка...