15 лет назад в нашей стране начали действовать законы о правах и о защите инвалидов. А с 1 января 2016 года вступили в действие новые правила по защите прав инвалидов в России, дополнительные гарантии изложены в Федеральном законе от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов". Что нового привнесут эти статьи в жизнь инвалидов?
Порядок установления инвалидности с 2016 года
Статистика утверждает, что на 1 января прошлого года в нашей стране было около 13 миллионов инвалидов, в их числе 605 тысяч детей.
Ограничение жизнедеятельности – это значит полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
С 1 января 2016 года этот критерий не будет применяться при установлении группы инвалидности и категории "ребенок-инвалид" – он останется лишь для признания лица инвалидом и составления индивидуальной программы реабилитации.
Еще в прошлом году группа инвалидности присваивалась в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма. С 1 января группу инвалидности уже определяют в зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма.
Подобные изменения произошли и в порядке установления категории "ребенок-инвалид".
В вопросе установления степени ограничения жизнедеятельности присутствует субъективная оценка способности человека к общению, обучению, контролю за своим поведением и т. п. Но насколько выражены стойкие расстройства функций организма можно подтвердить объективно лишь на основе медицинского обследования.
Клочко заметила, что в других странах законодатели также отказались присваивать группу инвалидности на основе критерия ограничения жизнеспособности.
Что такое «абилитация инвалида»
«Абилитация инвалидов» - это новое понятие, которое появилось в Законе № 419-ФЗ. Обозначает оно систему и процесс формирования отсутствующих у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. А ранее в законодательстве было только понятие реабилитации, которая подразумевает восстановление (полное или частичное) способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности
Оба эти понятия направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.
Основные направления абилитации такие же, как и реабилитации: реконструктивная хирургия, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение, профессиональная ориентация, социальная адаптация, медицинская реабилитация, физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт и др.
Елена Клочко поясняет, что появление понятия "абилитация инвалида" абсолютно закономерно: «Раньше государство представляло себе инвалида как человека сохранного интеллекта, "опорника", преимущественно получившего хорошее образование, чья инвалидность связана с травмами. При этом значительная часть людей с инвалидностью (а особенно детей – до 60% среди всех появившихся на свет в последнее время) имеют нарушения интеллекта. Им как раз и нужна абилитация. Реабилитация – это восстановление утраченных функций, а абилитация – обучение тому, чего человек никогда не умел. Поэтому я приветствую закрепление абилитации на законодательном уровне».
Индивидуальная программа абилитации инвалида
В скором времени появится индивидуальная программа абилитации инвалида. Она будет разрабатываться и реализовываться по тем же правилам, что установлены для программ реабилитации. Это означает, что работу над программой абилитации будут проводить бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ). Содержание программы абилитации должно быть в доступной форме доведено до инвалида или его законного представителя.
Бюро СМЭ будут направлять выписки из индивидуальных программ абилитации инвалидов в государственные учреждения, которые предоставляют необходимые услуги или средства абилитации. Исполнители, в свою очередь, должны будут отчитываться о проведенных мероприятиях перед федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.
И что очень важно, федеральные учреждения медико-социальной экспертизы будут обмениваться сведениями с органами службы занятости в целях содействия занятости инвалидов
Разработчики Закона № 419-ФЗ считают, что все перечисленные меры позволят повысить обязательность и эффективность выполнения абилитационных мероприятий, предусмотренных программой. «Мы рассчитываем, что с появлением понятия "абилитация" сотрудники бюро МСЭ будут включать в индивидуальные программы психолого-педагогическую коррекцию и социальную адаптацию", – отметила Елена Клочко. Она рассказала, что в России пока нет поставщиков услуг абилитации инвалидов, кроме некоммерческих организаций. "Как правило, все они созданы родителями, которым некуда отдать своих детей с интеллектуальными нарушениями и поведенческими расстройствами под присмотр».
Федеральный реестр инвалидов
Специалисты давно выступали с инициативой создания федерального реестра инвалидов. С 1 января 2016 года такой реестр, наконец, стал реальносью. В нем будут содержаться сведения о группе инвалидности, ограничениях жизнедеятельности, нарушенных функциях организма и степени утраты профессиональной трудоспособности инвалида, а также о рекомендованных реабилитационных или абилитационных мероприятиях, денежных выплатах и иных мерах социальной защиты.
Оператором системы стал Минтруд России. Он будет получать все сведения от ФСС, ПФР, федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы и иных организаций.
Правительство должно определить, кто будет иметь доступ к данным реестра и в каком порядке он будет использоваться, Еще весной прошлого года Минтруд России подготовил и представил два проекта постановления Правительства РФ о порядке формирования, ведения федерального реестра инвалидов и использования содержащихся в нем сведений. В одном из них предусматривалось, что оператор реестра инвалидов обязан на своем официальном сайте обеспечить свободный доступ к статистическим данным, полученным в ходе обработки сведений из реестра инвалидов. Кроме того, по этому проекту, оператор реестра инвалидов должен ежемесячно сверять сведения, содержащиеся в указанном реестре, с информационными ресурсами ПФР на предмет соответствия учетных данных инвалидов.
Но оба проекта так и не продвинулись дальше публичного обсуждения, поэтому обязанности оператора реестра инвалидов еще подлежат уточнению.
Однако ряд специалистов говорят о некоторых недостатках реестра.
Сомневается и Едена Клочко: «В федеральном реестре инвалидов будет содержаться информация о нуждаемости человека в технических средствах реабилитации. Это неплохо, но почему бы не указать в реестре нуждаемость во всех услугах? Это позволит инвалиду с детства понимать, в чем он будет нуждаться во взрослом возрасте, нужно ли ему социальное сопровождение, может ли он получить образование и т. д.».
Тем не менее, авторы и сторонники идеи реестра полагают, что федеральный реестр инвалидов позволит учесть все индивидуальные потребности людей с инвалидностью, начиная с раннего возраста, и подобрать для них наиболее оптимальное образовательное учреждение, а затем и место работы.
Наталья Присецкая, президент РОО "Общество поддержки родителей с инвалидностью и членов их семей "Катюша", полагает, что «теперь есть надежда, что тех инвалидов, которые не получают реабилитационные услуги или получают их недостаточно регулярно, заново "пересчитают", и им что-то достанется "со скудного стола государственной социальной поддержки" в виде денежных выплат и иных мер социальной защиты».
Формирование безбарьерной среды
В Федеральном законе особое внимание уделено созданию безбарьерной среды. Это необходимые условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации. Документ обязывает государственные и муниципальные органы обеспечить такой доступ. В прежней редакции Закона эта обязанность не была конкретизирована, новые поправки внесли ясность.
С 1 января 2016 года федеральные и региональные органы государственной власти, а также органы местного самоуправления и организации независимо от их организационно-правовых форм будут обязаны продублировать необходимую для инвалидов информацию на шрифте Брайля, а световые сигналы светофоров – звуковыми сигналами.
Инвалиды со стойкими расстройствами функции зрения и самостоятельного передвижения получили право на бесплатное сопровождение на дорогах, причалах, вокзалах, в аэропортах и т. д.
Закон № 419-ФЗ также предусмотрел, что у инвалидов должна быть возможность беспрепятственного пользования городскими, пригородными и междугородними электричками, а также беспрепятственный доступ к местам отдыха и предоставляемым в них услугам. Речь идет об оборудовании их пандусами, дублировании информационных табличек на шрифте Брайля, предоставлении бесплатного сопровождающего и т. д.
Важно, что все эти требования распространяются в обязательном порядке только на те объекты, которые с 1 января 2016 года будут введены в эксплуатацию впервые или после реконструкции либо модернизации. Однако собственники существующих объектов также обязаны принимать меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги, даже если полностью приспособить объект под нужды инвалидов невозможно. Эти меры должны быть согласованы с одним из общественных объединений инвалидов на территории поселения, муниципального района или городского округа. Собственникам объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур предписано по возможности обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Представители общественных организаций инвалидов сегодня констатируют, что большинство существующих жилых зданий и помещений не соответствуют требованиям их доступности для инвалидов. Для решения этой проблемы новый закон возложил на государственные и муниципальные органы обязанность создать инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу многоквартирного дома для вновь возводимых сооружений.
Штрафы за невыполнение программы для инвалидов
Уклонение от исполнения этих требований наказываются штрафом: должностные лица – от 2 000 до 3 000 рублей, юридические - от 20 000 до 30 000 рублей.
Ранее основные меры по созданию безбарьерной среды регулировались специальной государственной программой "Доступная среда" на 2011-2015 годы. Эта программа продлена правительственным постановлением до 2020 года. В 2016 году начинается III этап, на его реализацию из государственного бюджета должно быть выделено почти 48 млрд руб., а это на 10 млрд руб. больше, чем в прошлом году.
Что касается общественной реакции на принятые поправки, ее выразил Роман Харланов, политик, заместитель главы администрации г. п. Видное: «Благодаря принятым поправкам ужесточились требования к оборудованию общественных мест, в том числе торговых предприятий. Кроме того, предполагается активная работа по приведению в соответствие с законом о защите инвалидов старых торговых объектов, медицинских и социальных учреждений, дорожно-транспортной системы. Благодаря Закону № 419-ФЗ миллионы людей смогут почувствовать себя полноценными членами общества».