Итоги 2009 года для российского Интернета подведены сайтом Вести.ру. Были выбрали пять наиболее важных, тенденций, которые стали характерны для Рунета в 2009 году.
Пятое место: появление российского интернет-бизнеса
На пятом месте - появление российского интернет-бизнеса на международной арене. Конечно, масштабы пока не самые впечатляющие, но начало положено.
Строго говоря, это был даже не дебют - еще в позапрошлом году российская компания купила LiveJournal. Движение в этом направлении было закреплено приобретением небольшого пакета акций сервиса Facebook.
Покупка акций социальной сети Facebook инвестиционным фондом DST, безусловно, самая крупная сделка в Интернете с участием российских инвесторов. Весной Digital Sky Technologies приобрел 2% привилегированных акций самой популярной американской соцсети. Интересно, что в обмен на 200 миллионов долларов DST не получил кресла в совете директоров Facebook, и представители фонда выступают, скорее, в качестве консультантов.
Впрочем, в этой сделке были заинтересованы и владельцы Facebook. Российский фонд DST как совладелец ресурсов "Одноклассники" и "ВКонтакте" имеет успешный опыт извлечения прибыли из социальных сетей. А Facebook все это время балансировал на грани самоокупаемости, получая доходы в основном от показа рекламы.
"Очень интересно, как все российские социальные сети - а у DST есть доли в них - зарабатывают на своих пользователях, используя при этом разные, но эффективные методы", - говорит основатель Facebook Марк Цукерберг.
В сентябре фонд Юрия Мильнера купил акции Facebook еще на 100 миллионов долларов и, по слухам, собирается довести пакет DST до 5%. В любом случае, владельцы акций американской соцсети описывают предложение русских бизнесменов так: "Мы возьмем все, что у вас есть". Аналитики считают скупку выгодным предприятием, потому что оцениваемая в 6,5 миллиарда долларов сеть Facebook стала в этом году прибыльной, в ней уже 300 миллионов пользователей, и при выходе на биржу цены акций должны значительно вырасти.
Четвертое место: потеря сервисом "Одноклассники.ру" ведущей роли
Четвертое место в хит-параде тенденций отечественного Интернета занимает потеря сервисом "Одноклассники.ру" ведущей роли в сегменте соцсетей. Неоспоримое, казалось бы, еще пару лет назад лидерство было упущено под натиском конкурентов и скандалов, сопровождавших попытки монетизировать сервис.
Социальная сеть "Одноклассники" окончательно распрощалась с пальмой первенства по количеству посещений в феврале, уступив лидерство своему основному конкуренту - соцсети "ВКонтакте". К концу 2009 года "Одноклассники" совсем отошли на второй план. Возможно, из-за введения платной регистрации, которая решила проблему спама, но вызвала недовольство пользователей.
Впрочем, есть и другой вариант - развитие было приторможено из-за судебного процесса. Бывшие работодатели Альберта Попкова, основателя "Одноклассников", пытаются отсудить у него долю в этой соцсети, а это значит, до разрешения конфликта это бизнес-предприятие является рискованным.
Все это время "ВКонтакте" наращивал аудиторию, в первую очередь, сделав ставку на внутреннее хранилище музыки и видео, пополняемое пользователями. В российских реалиях это означает ставку на пиратские, а зачастую даже порноматериалы. С таким багажам "ВКонтакте" отправилась завоевывать мир, выкупив домен vk.com. Сейчас соцсеть доступна на 40 иностранных языках, а всего в ней зарегистрированы около 50 миллионов аккаунтов.
Третье место: укрепление лидирующих позиций национального поисковик
Обратная тенденция - укрепление лидирующих позиций национального поисковика - занимает третье место. Если в прежние годы практически неуклонно в Рунете росла доля Google, то в этом году все изменилось - пользователи стали возвращаться к "Яндексу".
Противостояние "Яндекса" и Google в этом году повернулось неожиданной стороной. В течение нескольких лет поиcковик номер один в мире целенаправленно догонял популярный русский поиск. Сетевые специалисты даже предсказывали точные даты победы Google. "Эти прогнозы начались в 2001 году. В мае 2001 года Google сделал русский интерфейс, и в августе уже вышла заметка, что Google уже начал расти и через считанные месяцы он съест "Яндекс". Это был август 2001 года, - говорит технический директор компании "Яндекс Илья Сегалович. - Ну и прекрасно. Меня спрашивали на форуме разработчиков в 2002 году: "Когда же и съест ли он?" Ответ был один и тот же - но пасаран!"
Все это время "Яндекс" не стоял на месте, делал русские версии сервисов, которые у Google уже действовали. Примеры тому - параллельное развитие картографических и дорожных сервисов, сходство почтового интерфейса и почти одновременный старт поиска по музыке.
Благодаря этому, а, возможно, еще и тому, что пользователям Рунета больше нравится "Яндекс", поисковику удалось не только удержать свои позиции на рынке, но и значительно оторваться от конкурента. По данным системы статистики Li.Ru, "Яндекс" почти в два раза опережает Google в России - 58 и 23 процента соответственно.
Похоже, Google остановил масштабное наступление на Рунет и сосредоточился на более глобальных проектах, как например, разработка операционной системы Chrome.
Второе место: появление кириллического домена ".рф"
На второй позиции - появление кириллического домена ".рф". О его перспективах весьма много дискутируют, но государственные органы уже начали обзаводиться адресами на русском языке.
Первая заявка на регистрацию сайта в доменной зоне ".рф" поступила от администрации президента на имя "Кремль.рф", а первым городом, решившим застолбить место в кириллическом Интернете, стал Екатеринбург.
Регистрация доменов в новой кириллической зоне стартует 25 ноября, но уже в первые два дня были поданы полторы тысячи предварительных заявок. Приоритетным правом пользуются госорганы, территориальные образования и владельцы товарных знаков. Причем, только тех брендов, которые зарегистрированы в России и на русском языке. А это значит, что огромные транснациональные корпорации, в том числе и Microsoft, будут покупать себе домены на общих основаниях на аукционах, которые начнутся лишь в апреле. Для того чтобы не позволить киберсквоттерам (скупщикам доменных имен) нажиться на таких брендах, в начале общей регистрации адреса будут продаваться с невероятной наценкой - в первый день доменное имя обойдется в 10 миллионов рублей.
Россия стала одной из первых стран, официально пожелавшей получить кириллический домен верхнего уровня. Вслед за ней на получение собственного домена на своем языке рассчитывают уже более 30 стран мира. Пока не ясно, как с такими адресами будут работать поисковики, но появление своего алфавита в адресной строке почти всеми неанглоязычными странами рассматривается как дело национальной гордости.
Первое место: быстрое освоение Интернета как канала связи между обществом и государством
Самой же главной и яркой тенденцией стало необычайно быстрое освоение Интернета как канала связи между обществом и государством. Огромное значение приобрели блоги как представителей власти, так и обычных людей. Не выдержав такого напряжения, "Яндекс" закрывает свой рейтинг наиболее популярных записей. Параллельно граждане внимательно отслеживают информацию госорганов о закупках в поисках фактов жульничества и коррупции.
За освоение блогосферы российские чиновники и политики принялись давно, однако только в прошедшем году эта тенденция стала по-настоящему массовой. Отправная точка - 8 октября 2008 года, день появления видеоблога президента. Через полгода, в апреле 2009 года, Дмитрий Медведев обзавелся собственным сообществом и в "Живом Журнале" - сейчас в нем около 12 тысяч участников.
После этого чиновники муниципального и федерального уровня взяли курс на блогосферу. Массовым этот приход не назовешь, но с каждым днем все больше людей от власти приходят в Сеть. Одно из доказательств тому - появление в ЖЖ руководителя одного из силовых ведомств, главы Госнаркоконтроля Виктора Иванова.
Поначалу увлечение государственных мужей Интернетом воспринималось, как дань моде, однако затем их блоги превратились в своеобразные общественные приемные, жалобные книги прямого действия.
Метаморфоза эта, по сути, произошла в один день: 15 мая 2009 года, когда президент впервые сам ответил на жалобу, поступившую в его сообщество. Резолюция Медведева: "Разберитесь. Накажите виновных. Доложите в трехдневный срок" - стала хитом Рунета и породила волну подражаний в стиле хайку.
Еще через несколько месяцев президент опубликовал свою статью "Россия, вперед!" в интернет-издании Газета.ру, явным образом призывая к открытой дискуссии именно в Сети.
Социальная и политическая активность в Рунете действительно выросла весьма заметно. И не все оказались готовы к подобному росту. В частности, компания "Яндекс" объявила о своем отказе поддерживать рейтинг самых популярных записей в русскоязычных блогах. Во-первых, из-за нежелания редактировать эти, порой, весьма скандальные записи, а во-вторых, из-за огромного количества махинаций вокруг этого рейтинга, когда группы людей искусственно накручивали показатели сообщения, чтобы вывести его в топ и получить максимум внимания, в частности, и от власть имущих.
Впрочем, "Яндекс" оставил программный интерфейс для того, чтобы любой желающий мог построить свой рейтинг блогов. А пользователи, в свою очередь, нашли еще одну возможность для того, чтобы их голос был услышан.
Последним значительным событием в жизни российской блогосферы стала целая волна видеобращений блюстителей правопорядка к руководству страны.
Таковы, на наш взгляд, самые главные тенденции уходящего 2009 года. Итоги недели мы как всегда подведем в эти выходные.