Российским аэропортам могут разрешить открывать курилки. Соответствующий законопроект после поддержки Минтраса рекомендовал Госдуме принять в первом чтении Комитет палаты по охране здоровья.
В ведомстве разъяснили, что отсутствие специальных помещений для курения ставит российские авиаузлы в невыгодные условия при конкуренции за транзитных пассажиров.
Вот уже пять лет подряд, после принятия закона о запрете курения в общественных местах, страна пытается жить без никотиновой зависимости. Так, с лета 2013 года в дополнение к запретам, уже действовавшим по закону 2001 года «Об ограничении курения табака», вступили в силу поэтапные запреты на курение в подъездах и на детских площадках, в рабочих помещениях, на лестничных клетках, в подъездах жилых домов, а также в радиусе 15 метров от входов на станции, вокзалы и в аэропорты.
Затем в ноябре 2013 года в России вступил в силу запрет на любую рекламу табака. С 1 января 2014 года по антитабачному закону были установлены минимальные цены на табачные изделия.
С 1 июня 2014 года по тому же закону вступили в силу запреты на курение в поездах дальнего следования и на платформах пригородных поездов, на пассажирских судах, в кафе, гостиницах, барах и ресторанах.
С июня 2014 года запрещено выкладывать табачные изделия на витрину: продавцы обязаны давать покупателям прейскурант по их просьбе. С этой же даты запрещена торговля табаком на всех вокзалах, станциях, в портах и аэропортах, а также в гостиницах.
Курение стало непрестижным, в том числе среди молодежи. Уже не считается приличным закурить в общественном месте в присутствии некурящих.
По действующему законодательству на сегодняшний день курение табака допускается лишь в специально выделенных и оборудованных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях.
Теперь все это воспринимается как данность, хотя еще пять лет назад многим казалась невозможной сама мысль о том, что те же бары и рестораны станут зонами, свободными от курения.
Впрочем, выступить с предложением о курилках в аэропортах парламентариев заставило вовсе не стремление повысить привлекательность российских аэропортов. Как пояснил автор законопроекта, депутат Сергей Боярский — такой шаг позволит снизить негативное воздействие табачного дыма на организм некурящих.
Парламентарий привел справку, предоставленную администрацией международного аэропорта «Шереметьево». По данным этой справки, только в 2016 году было зафиксировано 27 жалоб пассажиров на незаконное курение в туалетах и иных помещениях, расположенных в зданиях аэропорта.
Минздраву предложили подумать о реабилитации бывших курильщиков
Кроме этого, за шесть месяцев 2014 года было возбуждено 1938 дел об административных правонарушениях в связи с курением на территории аэропорта «Шереметьево», — сказал.
Так что, как считает Сергей Боярский, «административный запрет курения на территории и помещениях аэропортов на практике привёл вовсе не к желаемым результатам, а к ситуации, в которой некурящие граждане вынуждены вдыхать табачный дым».
Автор законопроекта добавил, что представленный законопроект, по сути, о «чистом воздухе в общественных зонах аэропортов».
«Мы не сможем заставить человека бросить курить из-за отсутствия курилок в авиаузлах, а надышаться вредным дымом в общественных местах некурящие люди могут», — отметил депутат.
Данную позицию поддержал председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов. «Этот законопроект направлен именно на защиту граждан от табачного дыма», — подчеркнул он.
По словам Морозова, создание отдельных комнат в аэропортах для тех, кто курит, – защита всех тех, кто не хочет дышать этим дымом, но вынужден это делать, к примеру, в туалетах, расположенных в транзитных зонах.
Парламентарий подчеркнул, что сегодня, по статистике, продолжает курить каждый третий россиянин. И отсутствие курилок в аэропортах не заставит их отказаться от этого пристрастия.
«К тому же системы мониторинга курения в большинстве случаев не срабатывают не только в нашей стране, но и за рубежам», — добавил Морозов.
Однако Дмитрий Морозов вовсе не исключает, что перед вторым и третьим чтением инициатива будет рассмотрена с участием других комитетов Госдумы. «Разрешение комнат для курения должно идти параллельно с ужесточением ответственности за незаконное курение в общественных местах», — констатировал он.
Парламентарий Александр Петров призвал Правительство РФ предоставить к третьему чтению законопроекта подзаконные акты с тем, чтобы депутаты могли убедиться, что возводить эти комнаты аэропорты будут не за счёт самих пассажиров.
В ответ на это автор законопроекта Сергей Боярский подчеркнул — документ вовсе не предполагает обязанность аэропортов открыть курилку. Этот вопрос будет оставлен на усмотрение самих авиаузлов, и оборудовать комнату для курильщиков смогут лишь те из них, у кого будут для этого финансовые возможности.
Заметим, что судьба этого законопроекта простой не была. Первый вариант документа Сергей Боярский внёс с в Госдуму ещё в 2017 году, однако Комитет палаты по охране здоровья рекомендовал доработать инициативу.
В новом, переработанном варианте уточняется, что курилки должны быть изолированными помещениями с системами вентиляции, расположенными в аэропортах в зонах, «предназначенных для нахождения зарегистрированных пассажиров после проведения предполётного досмотра, а также в зонах, предназначенных для пассажиров, следующих транзитом».
В Москве предлагают ограничить курение вейпов
Депутаты Мосгордумы хотят ввести в столице административную ответственность за вовлечение несовершеннолетних в процесс использования устройств, имитирующих курение табака.
Данный законопроект городскому парламенту рекомендовала принять комиссия Мосгордумы по здравоохранению и охране общественного здоровья.
Так, согласно предложению столичных парламентариев, за вовлечение несовершеннолетних в процесс использования устройств, имитирующих курение табака, будет введён штраф в размере от полутора до трёх тысяч рублей, для должностных лиц — от двух с половиной до пяти тысяч рублей.
Подобные действия, совершённые родителями несовершеннолетних, учителями и воспитателями, обойдутся им штрафом в четыре-пять тысяч рублей.
После принятия законопроекта Москва присоединится к Московской области и Санкт-Петербургу, где уже действуют ограничения на распространение вейпов, в частности, запрещена их продажа несовершеннолетним.
Как считает председатель комиссии Мосгордумы по здравоохранению и охране общественного здоровья Людмилы Стебенковой, изменения могут начать действовать уже в этом году. Но пока законопроекту не хватает ключевого определения — что считать вовлечением несовершеннолетних в процесс курения.
Кстати, и другие регионы также не отстают в попытках зарегулировать новое молодёжное увлечение, законы об ограничении использования и распространения устройств, имитирующих курение, находятся в процессе принятия в Кировской, Вологодской, Владимирской, Калужской, Архангельской и ряде других областей.
Надо полагать, что в ближайшем будущем вейпы также урегулируют и на федеральном уровне. Этот вопрос обсуждался на правительственном совещании с участием вице-премьеров Дмитрия Козака и Татьяны Голиковой.
В итоге было решено начать работу по подготовке соответствующих поправок в Федеральный закон №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».
Заметим, что законопроект о приравнивании электронных сигарет к классическим был разработан главой Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерием Рязанским.
Как заявил сенатор, можно только порадоваться, что руководство некоторых субъектов уже приняло решение о запрещении продажи вейпов несовершеннолетним и вводят другие ограничения, пока федеральный законопроект находится в разработке», —
Законодатель подчеркнул также, что неважно, чьи поправки в итоге будут приняты, главное — чтобы проблема была решена.