Проект модернизации пенсионной системы
Представляя этот проект журналистам, Воронин обозначил основные шаги по модернизации системы, которые необходимо предпринять, чтобы сбалансировать ее и обеспечить достойный уровень жизни россиян по выходу на пенсию.Пять основных компонентов реформы
В первую очередь, это вывод накопительной части пенсии из системы обязательного пенсионного страхования и перевод ее в систему гражданско-правовых отношений с сохранением обязательного характера. Затем, по словам Воронина, логически назрела необходимость ухода управляющих компаний (УК) с этого рынка и преобразования негосударственных пенсионных фондов (НПФ) в накопительные. Также эксперты предлагают создать на равных с такими НПФами государственный накопительный пенсионный фонд (ГНПФ) и передать надзорные функций за деятельностью таких фондов Роструду. При этом предполагается, что ГНПФ заменит на рынке Внешэкономбанк — государственную УК, где по-прежнему «хранят» свои пенсионные накопления большинство россиян, так называемые «молчуны», не изъявившие желания передать эти средства частным управляющим компаниям. Их деньги, инвестируемые с помощью ограниченного числа достаточно консервативных инструментов, показывают невысокую доходность. Доходность Внешэкономбанка по этой статье в 2009 году составила 9,52% годовых, превысив показатель инфляции (8,8%). При этом по итогам 2008 года была зафиксирована отрицательная доходность — минус 0,46%; доходность за предшествующие три года составила 4,95%. Под управлением ВЭБа на конец 2009 года находилось порядка 480 миллиардов рублей пенсионных накоплений — это свыше 92% всех средств пенсионных накоплений по обязательному пенсионному страхованию.Пенсия — 70% от зарплаты
Преобразования накопительного компонента дадут осязаемые результаты для будущих пенсионеров, уверен Воронин.«Мы полагаем, что в совокупности трудовая пенсия в ее страховой части и накопительная часть трудовой пенсии должны обеспечивать компенсацию не менее 70% утраченного работником заработка при условии 30-летнего страхового стажа», — сказал замминистра.Кроме того, по его словам, к 2023 году не менее 20% экономически активного населения РФ должно быть охвачено системой добровольного пенсионного страхования, а соотношение «молчунов» и тех, кто принял решение направить свои средства в НПФы, должно составить 50 на 50.
Новый правовой статус пенсионных фондов
Воронин считает, что необходимо пересмотреть правовой статус пенсионных фондов, которые сегодня существуют в виде некоммерческих организаций (НКО) и не могут оперативно реагировать на меняющиеся экономические условия: фонды не могут произвести реорганизацию, укрупнение, слияние, привлечь нового инвестора. Кроме того, осложнена и процедура наследования пенсионных накоплений.«По существу, нужна специальная организационно-правовая форма, что потребует внесения изменений как в закон об НКО, так и в Гражданский кодекс РФ. Но без этого развитие системы невозможно», — сказал Воронин.Он считает, что регулятором деятельности НПФов в их новом статусе мог бы выступить Роструд, так как вопросы пенсионного обеспечения логически вытекают из плоскости трудовых правоотношений. Кроме того, у Роструда есть специальная инспекция, которая контролирует соблюдение трудовых прав граждан.
Исключить посредников-частные управляющие компании
Чиновник считает, что на рынке пенсионного страхования следует исключить посредников, которыми сегодня выступают частные управляющие компании.«Сегодня участие УК напрямую, в качестве одной из альтернатив, уже, мне кажется, является серьезным отягощением для них самих. Неслучайно в 2009 году ни одна из новых УК не заявилась с желанием работать с пенсионными накоплениями. Я думаю, что если бы разрешили выходить из этих правоотношений, то многие УК это бы и сделали», — сказал замглавы Минздравсоцразвития. «Наверное, есть необходимость эту систему упростить, плавно, дать возможность УК передавать свои права НПФам, в том числе государственному накопительному пенсионному фонду», — добавил он.В настоящее время для работы с накопительной частью трудовых пенсий граждан управляющие компании проходят конкурс на право заключения договора доверительного управления с Пенсионным фондом РФ. Сейчас такие договора имеют 55 управляющих компаний. Многие НПФы также инвестируют средства граждан с помощью частных УК, так как не имеют собственной инфраструктуры. По данным npf.investfunds.ru, в 2009 году по итогам управления пенсионными накоплениями граждан наибольшую доходность показали УК «Тринфико» (110,5% годовых), «Центральная управляющая компания» (94,46%) и «Тройка Диалог» (93,76%), минимальную — «Мир» (11,41%), «Вика» (11,28%) и «Агана» (7,56%). Средняя доходность по всем портфелям УК составила 34,53% годовых. Наибольшую долю рынка среди частных УК занимает «Пенсионный резерв» (16,53%), «Тройка Диалог» (11,55%)и «Уралсиб» (11,29%).
Пожизненные выплаты
Замминистра также отметил, что сегодня НПФы, будучи по факту включенными в систему государственного пенсионного обеспечения, обязаны выплачивать накопления россиян пожизненно, для чего у них нет возможностей. На Западе, например, договора между застрахованным и НПФом по выплате накоплений рассчитаны на 5-15 лет, не более. Вопрос пожизненных выплат пенсионных накоплений, считает Воронин, должен быть предусмотрен отдельными договорами о «пожизненном аннуитете» со страховыми фирмами, которые предлагается допустить на пенсионный рынок. При этом, подчеркнул замминистра, никто не отменяет страховую государственную пенсию, которую человек будет получать и в том случае, когда истечет его договор с НПФ на пяти- или десятилетний срок. По данным npf.investfunds.ru на 30 сентября 2009 года, 18,52% на рынке обязательного пенсионного обеспечения (объем пенсионных резервов в управлении) принадлежит НПФ «Благосостояние», 15,1% — «ЛУКОЙЛ-Гаранту», 6,97% — НПФ «Норникель», 5,92% — НПФ «Газфонд», 5,33% — «НПФ электроэнергетики», 5,04% занимает «Большой НПФ». На рынке негосударственного пенсионного обеспечения 47,11% принадлежит «Газфонду», 18,5% — «Благосостоянию», 4,45% — Ханты-Мансийскому НПФ, 3,68% — НПФ «Транснефть», 3,63% — «НПФ электроэнергетики».Дискуссия не окончена
Воронин отметил, что все предложения еще будут обсуждаться с экспертами и заинтересованными сторонами, в том числе с Национальной ассоциацией пенсионных фондов (НАПФ). Однако никаких альтернативных предложений на обсуждение пока не вынесено, и они вряд ли появятся, считает он.«Но нам бы хотелось, чтобы эта концепция была рассмотрена уже в этом году. Не позднее 2011 года мы должны будем принять решение, иначе существующие проблемы приобретут характер неразрешимых», — подытожил замглавы Минздравсоцразвития.Очень хочется верить, что в будущем все эти изменения внесут действительно существенное увеличение пенсии.