Суть схемы в том, что два юрлица – резидент и нерезидент – договариваются о взыскании долга через третейские суды или путем заключения мировых соглашений. При помощи этой схемы в 2016 году удалось вывести за рубеж более 16 млрд рублей – это более 10 процентов от всего объема выявленных сомнительных операций за год.
В Банке России подтвердили существование такой схемы, отметив, что мошенники научились отмывать денежные средства при помощи судебных решений и Федеральную службу судебных приставов (ФССП).
Сама по себе схема с использованием судебных решений не нова и основана на так называемой молдавской схеме отмывания с помощью судебных решений. Вся «фишка» в том, что включение судебных приставов делает ее практически неуязвимой.
Судебные приставы не могут остановить мошенников, поскольку ФССП не имеет полномочий по оценке судебных решений, а только исполняет их.
Не могут ничего поделать и банки: поручение о переводе средств поступает не от участника схемы, а от ФССП, и банки отказать в его исполнении не имеют права.
Пока для противодействия мошенникам ЦБ планирует опубликовать рекомендации для кредитных организаций. Но они вряд ли помогут остановить неуязвимых мошенников. Вся надежда на реформу третейских судов, которая никак у нас не завершится.