В Госдуму уже не в первый раз внесен законопроект о введении в России прогрессивной шкалы налогообложения. Обсуждается введение прогрессивной шкалы НДФЛ (налог на доходы физических лиц), при которой граждане с высокими доходами платили бы в бюджет больше 13%. В качестве одного из вариантов предлагается шкала в 20%. Вместе с этим обсуждается и повышение НДС (налог на добавленную стоимость).
Разработчики очередного документа уверены, что предлагаемые ими меры помогут государству заработать на состоятельных гражданах дополнительные 2 триллиона рублей.
Прогрессивная шкала НДФЛ
В пояснительной записке авторы отмечают: «Сегодня десять процентов наиболее обеспеченных граждан России в 16 раз богаче десяти процентов наименее обеспеченных. Такой разрыв превышает максимально допустимые значения, рекомендованные ООН».
Подобные законопроекты, но с иными налоговыми ставками, в 2015 году несколько раз вносились в Госдуму, но они не прошли все этапы рассмотрения.
Эксперты говорят, что в современной экономической ситуации и растущего дефицита бюджета все более привлекательной выглядит идея о повышении налогов. Тем более, что совсем недавно замминистра финансов Татьяна Нестеренко предупредила: стабильность в российской экономике обеспечивается только за счет резервов, которые к концу 2017 года могут истощиться, и правительства не сможет платить бюджетникам заработную плату.
Источники подчеркивают, что обсуждение этого вопроса в рамках начавшегося бюджетного процесса официально не идет. Наиболее реалистичная дата запуска обновленного налога, который поступает в бюджеты регионов, в пилотном режиме — 2020 год, при острой бюджетной ситуации не исключен 2019 год. Подход к вопросу введения прогрессивного НДФЛ должен быть комплексным и учитывать десятки переменных, уверены чиновники. Ставка НДФЛ как налога на труд должна быть увязана с социальными взносами и НДС, чтобы не создавать дисбаланса в системе.
Идея перехода к прогрессивной шкале налогообложения не нова и имеет своих сторонников и противников. Министр финансов Антон Силуанов не исключал возможности ее введения после 2018 года (до этого срока власти обещали не менять налоговую систему). В свою очередь, экс-глава Минфина Алексей Кудрин называл такую меру нецелесообразной, поскольку лишь 2–3% населения имеют доходы выше 1 млн рублей в год и собирать повышенные налоги с них будет сложно. Наиболее ретивые политики и вовсе предлагали обложить налогом в 50% граждан, зарабатывающих свыше 1 млн рублей в месяц. В нынешних обсуждениях со ставкой и величиной дохода пока не определились. Один из собеседников говорит о том, что один из вариантов — 20%.
Необходимость пересмотра налоговой системы назрела из-за снижения нефтяных цен и невозможности существенно снизить расходную часть бюджета. Исходя из планов Минфина по снижению дефицита бюджета на 1 п.п. в год начиная с 2017-го, разрыв между доходами и расходами в следующем году может составить 2,7 трлн рублей, в 2018-м — 1,9 трлн рублей, в 2019-м — 1 трлн рублей. Итого — 5,6 трлн рублей за трехлетку. Повышение подоходного налога проблему бюджетной балансировки решит опосредованно. Дело в том, что НДФЛ поступает в региональные бюджеты, а не в федеральный.