Москвичи платят дополнительно еще 1% с тарифов ЖКХ Банку Москвы

11358
7 минут
Москвичи платят дополнительно еще 1% с тарифов ЖКХ Банку Москвы

С 1 июля 2015 года в Едином платежном документе (ЕПД) для оплаты жилищно-коммунальных услуг появляется строка «капитальный ремонт». По этой строке большинство собственников станут перечислять взносы на капитальный ремонт общего имущества исходя из стандартной ставки 15 рублей за квадратный метр. И собственники будут уверены, что на специальный счет или в «общий котёл» Регионального оператора поступит именно столько, сколько они перечислили – 15 рублей за квадратный метр. Но так ли это?

Дело в том, что в ЕПД указан не тот счет, на который должны попасть перечисляемые собственниками деньги, а так называемый «транзитный» счет.

Что такое транзитный счет?

Это внутренний счет Банка Москвы – не расчетный счет управляющей организации, не специальный счет для капремонта, не счет «общего котла» Регионального оператора. Средства, попадающие на этот транзитный счет, Банк Москвы «расщепляет», т.е. всю полученную сумму банк разбивает на части и отправляет на разные счета разным поставщикам жилищных и коммунальных услуг. Но делает это Банк Москвы не бесплатно – за «расщепление» Банк Москвы оставляет себе 1% от всех денежных средств, пришедших на этот транзитный счет, и всем поставщикам перечисляет за вычетом этого 1%.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Нужно учесть, что этот 1% – не банковская комиссия. Банковскую комиссию все жители если и платят, то делаю это в момент самого платежа тому банку, который принимает от них сам платеж (в ряде банков такой комиссии может вообще не быть). С денег на транзитном счете Банк Москвы взять банковскую комиссию не имеет права – это запрещено банковским законодательством. Поэтому эту фактически банковскую комиссию в размере 1% называли платой за «расщепление».

То, что Банк Москвы перечисляет деньги поставщикам за вычетом хоть какого-то процента – это уже выглядит как нарушение федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (п.10 статьи 8), но все закрывают на это глаза, учитывая привилегированное положение Банка Москвы. Указание в ЕПД транзитного счета по факту тоже выглядит как нарушение Жилищного кодекса РФ (п.7 статьи 155), который требует, чтобы в платежи шли в адрес управляющей организации, а не просто на внутренний счет, принадлежащий самому Банку Москвы, т.е. в платежном документе должен указываться счет назначения – счет управляющей организации. И на это тоже все закрывают глаза.

Проверьте свой единый платежный документ

В Едином платежном документе (ЕПД), выставленном потребителю коммунальных услуг ЕИРЦ, указан счет №40911…, открытый в Банке Москвы (это может проверить любой житель, взглянув на свой ЕПД). Но это не счет, принадлежащий управляющей компании.

В соответствии с вступившим силу с 01.01.2013 Положением Банка России от 16.07.2012 № 385-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» счет 40911… является внутренним счетом кредитной организации для учета наличных денежных средств, принятых от физических лиц без открытия банковского счета в целях осуществления перевода, а совсем не расчетным счетом управляющей организации. Другими словами, это такой технический транзитный счет, который используют банки для отражения денежных средств, которые должны быть направлены в другие банки по реквизитам получателей средств, указанным в платежных документах. В итоге, оплата за жилищные и коммунальные в той сумме, которая указана в платежном документе, поступает непосредственно Банку Москвы, и счетом 40911…, куда падают все денежки, распоряжается только Банк Москвы.

Таким образом, использование в платежном документе вместо расчетного счета управляющей организации некоего транзитного счета 40911…, который по факту является внутренним банковским счетом, противоречит Жилищному кодексу  РФ.

Важно: Согласно Указанию Банка России от 26.09.2012 N 2883-У «Об особенностях ведения бухгалтерского учета отдельных операций», установлено, что допускается корреспонденция счета 40911 с банковскими счетами клиентов, в том числе корреспондентскими счетами (корреспондентскими субсчетами) других кредитных организаций (их филиалов) только до 31 декабря 2013 года. А с 1 января 2014 года все банки, в том числе и Банк Москвы, обязаны обеспечить использование счет 40911… в строгом соответствии с Положением Банка России № 385-П, т.е. без зачисления туда всех денежных средств, поступающих в адрес управляющих организаций через другие банки.

За капитальный ремонт Банк Москвы тоже возьмет свои деньги

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Но теперь к этим двум факторам может добавиться и третий – платежи за капитальный ремонт. Исходя из сложившейся практики, Банк Москвы, скорее всего и в этом случае будет брать свой 1% со средств, теперь уже перечисляемых собственниками на капитальный ремонт. И этот третий фактор может привести к ещё одному нарушению федерального законодательства – п.1 статьи 174 Жилищного кодекса РФ, которая указывает на ЗАКРЫТЫЙ (т.е. не допускающий расширения) перечень расходов, на которые можно использовать средства собственников, перечисляемые на капитальный ремонт:

«1. Средства фонда капитального ремонта могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), оплаты услуг по строительному контролю, погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам…».

В этом перечне возможных расходов ОТСУТСТВУЕТ возможность использования средств капремонта для оплаты «расщепления». Т.е. если Банк Москвы попробует взять со средств, перечисляемых на капремонт, 1% за «расщепление», то к двум нарушениям (п.10 статьи 8 Закона о национальной платежной системе и п.7 статьи 155 Жилищного кодекса РФ) может добавиться и третье – незаконное использование средств, предназначенных для финансирования капитального ремонта в нарушении п.1 статьи 174 Жилищного кодекса РФ.

Какие ещё нарушения будут совершены в ЖКХ Москвы и как будет развиваться ситуация в реальности, мы узнаем уже в ближайшее время.

PS. По непроверенной информации существует договоренность между органами исполнительной власти Москвы и Банком Москвы о том, чтобы не брать 1% со средств, перечисляемых на цели капитального ремонта общего имущества МКД, до конца 2015 года. Так это или не так – станет известно уже очень скоро. Можно предположить, что всем участникам известно о данном нарушении и до Нового года в Жилищный кодекс будут предложены поправки, позволяющие Банку Москвы получать вознаграждение за «расщепление». 

Организация формирования начислений за капитальный ремонт

В соответствии с п. 2 ст. 154 ЖК РФ взнос на капитальный ремонт включен в структуру платы за помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме.

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 29.12.2014 № 833-ПП обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников жилых и нежилых помещений в домах, расположенных на территории города Москвы, с 01 июля 2015 года.

Согласно нормам ст. 171 ЖК РФ уплата взносов на капитальный ремонт осуществляется в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (до 10 числа месяца, следующего за расчетным).

Льготы и субсидии для отдельных категорий граждан по оплате жилого помещения, установленные в Москве, также распространяются и на оплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в доме. Для оформления льгот и субсидий собственнику помещений необходимо обратиться в МФЦ района проживания (при отсутствии в районе МФЦ – в районный отдел ГКУ «ГЦЖС»).

Взносы на капитальный ремонт вносятся собственниками помещений в зависимости от выбранного ими способа формирования фонда капитального ремонта:

  • на специальный счет;

  • на счет регионального оператора.

Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы совместно с Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Москвы в соответствии со п. 1, 2, ч. 2 ст. 155 ЖК РФ определил следующий порядок организации начислений, изготовления и доставки платежных документов на капитальный ремонт общего имущества собственникам помещений многоквартирных домов на территории города Москвы.

Организация начислений и доставки платежных документов на оплату взносов на капитальный ремонт многоквартирных домов в городе Москве 

Скачать таблицу в формате PDF

poryadok-nachisleniya-vznosov-na-kapremont_3.jpg

Материалы по теме "Проблемы ЖКХ"

Рекомендуем

Загрузка...