Начиная с 1 января 2017 года, в единых платежных документах (ЕПД) появится новая строка по оплате за жилищно-коммунальные услуги. Россиянам добавят новую оплату к имеющимся услугам ЖКХ. Что это за новый платеж, что такое твердые коммунальные отходы (ТКО)?
Постановлением Правительства РФ от 17 октября 2015 г. N 1112 "О внесении изменений в требования к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг", подписанным Д. Медведевым будут скорректированы требования к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг.
Постановление Правительства РФ от 17 октября 2015 г. N 1112 "О внесении изменений в требования к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг"
Постановление вступает в силу с 1 января 2016 г.
Кто такие региональные операторы и какова будет цена вывоза ТКО
В течение 2016 года, до 26 сентября, регионы РФ должны были утвердить территориальные схемы обращения с отходами и заключить договоры с операторами. Схема - это не формальность. Это обязательное условие для выбора регионального оператора. А без него может возникнуть ситуация, что после 1 января 2017 года вывозить мусор будет некому.Таким образом, в платежках ЖКХ у россиян появится новая строка с 1 января 2017 года во всех регионах страны - плата за сбор и вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО). Сейчас эти расходы спрятаны "до кучи" в графе "содержание и ремонт жилого помещения". Через три месяца эта услуга из жилищной превратится в коммунальную. Чем это нам грозит?
Москвичи могут воспользоваться интернет-сервисом по вывозу мусора
С нового 2017 года года тарифы должны устанавливать региональные операторы по обращению с ТКО. Такой оператор выбирается один на регион, а значит, и плата будет одинаковой для всех жителей.
Региональный оператор - один или несколько - выбирается на 10 лет, а значит, придет в регион всерьез и надолго, не как временщик. Он сможет планировать свою работу и предлагать минимальные тарифы. А ФАС работает над тем, как экономически стимулировать переработку отходов, чтобы захоранивать их стало невыгодно.
Важно: С 1 июля 2016 года лицензированию подлежит вся деятельность по сбору, транспортировке, обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I-IV классов опасности.
Сколько будем платить за вывоз мусора с 1 января 2017 года?
Об этом можно будет говорить после выбора региональных операторов. Процедура выборов открытая (тендерная) - побеждает тот, кто предлагает наилучшие условия.
А регионам дано право устанавливать предельные тарифы на обращение с ТКО. Мы исходим из того, что плата за вывоз мусора не должна увеличиться.
Ответы по оплате "за вывоз мусора"
Ответы по данному вопросу даются в видеосюжете о законе, который вступил еще в 2015 году. "Федеральный закон от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ".Тарифы на ЖКХ в 2017 году. Таблица цен на газ, воду, свет, электричество и отопление
Теперь в соответствии с обновленным законом об отходах коммунальная услуга по сбору и транспортировке твердых бытовых отходов будет прописываться отдельной строкой в квитанции за жилищно-коммунальные услуги. Эта услуга станет реализовываться через регионального оператора.
Итак, с 1 января 2016 года появится коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Каким образом будет оплачиваться новая услуга и кто будет обязан заключить договор с региональным оператором по обращению с ТКО?
Твердые коммунальные отходы – что это?
1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2014 №458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ».
Закон вводит понятие «твердые коммунальные отходы». Это отходы, которые образуются в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в результате их использования. К ТКО относятся также отходы, образующиеся в результате деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Единая государственная информационная система учета отходов от использования товаров
Новый закон предусматривает создание единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров. Данная система создается для контроля над выполнением утилизации. Она будет содержать информацию об отходах от использования товаров, об оборудовании для их утилизации и прочие сведения.
Порядок создания системы и правила ее эксплуатации установит Правительство РФ. Размещать информацию на ресурсе должны будут органы государственной власти субъектов РФ.
Новая коммунальная услуга по обращению с ТКО
С 1 января 2016 года появится еще одна коммунальная услуга – услуга по обращению с ТКО. Одновременно с этим, строка о сборе и вывозе твердых бытовых отходов должна быть исключена из платежки.
В связи с введением новой коммунальной услуги будет изменен и порядок расчета размера платы за сбор и вывоз твердых бытовых отходов. В настоящее время плата за данную услугу определяется в расчете за 1 кв.м. общей площади занимаемой жильцом в МКД.
Согласно изменениям, плата за новую коммунальную услугу будет рассчитываться исходя из нормативов накопления ТКО на одного человека.
Так как закон еще только вступает в силу, нормативы, способы их расчета и тарифы пока неизвестны.
Кто обязан заключить договор с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами?
Собственники жилых домов и помещений в многоквартирных домах с 1 января 2016 года должны заключить договор с региональным оператором по обращению с ТКО. Причем такое соглашение обязаны заключить ТСЖ/ЖК/СЖК в отношении МКД, обслуживанием которых они занимаются.
Как будет осуществляться плата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами?
Внесение оплаты за коммунальную услугу по обращению с ТКО возможно несколькими способами. Так, УК/ЖК/ТСЖ/ЖСК, обслуживающие МКД, могут осуществлять расчеты с региональным оператором.
Вместе с тем, на основании решения общего собрания собственников жилья в многоквартирном доме, управляемым УК/ЖК/ТСЖ/ЖСК, плата за новую коммунальную услугу может вноситься потребителями непосредственно региональному оператору.
Если управлением дома занимаются собственники помещений, коммунальная услуга по обращению с ТКО предоставляется региональным оператором.
Ответы на вопросы по новому коммунальному сбору
С первого января 2016 года сбор и транспортировка твердых бытовых отходов (ТБО) перестанет относиться к жилищным услугам, перейдя в разряд коммунальных. Соответственно, существенно изменится начисление за ее предоставление и порядок оплаты. С чем связаны эти перемены, расскажет Александр Мыльников, руководитель обособленного подразделения СРО НП "ЖКХ-Групп".
- Все грядущие изменения связаны с принятием 29 декабря 2014 года федерального закона №458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ». В документе отражены кардинально новые принципы организации работы по обращению, хранению, утилизации и обезвреживанию твердых бытовых отходов. Основные положения федерального закона вступают в силу в начале следующего года, однако существует ряд нововведений, которые уже реализуются. Так, с 01 января 2015 года в «мусорном вопросе» вводятся новые понятия. К основным относятся: «твердые коммунальные отходы» (ТКО), «норматив накопления ТКО», «оператор по обращению с ТКО», «региональный оператор по обращению с ТКО».
- Александр Александрович, выходит, привычная нам аббревиатура «ТБО» уходит в прошлое?
- Все верно, понятие «твердые бытовые отходы» в скором времени заменится «твердыми коммунальными отходами» - отходами, образующимися в жилых и нежилых помещениях в процессе потребления физическими и юридическими лицами, а также товарами, которые утратили свои потребительские свойства в процессе потребления их физическими или юридическими лицами в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. Другими словами, ТКО - это все тот же мусор, нуждающийся в сборе и транспортировке, с не большой, но существенной разницей: теперь федеральное законодательство не разграничивает понятие «твердые коммунальные отходы» для жилых и нежилых помещений, как это было прежде.
- То есть платить собственник помещений в МКД и, скажем, владелец магазинчика в этом же доме будут платить одинаково?
- Не совсем. В законе оговаривается, что нормативы накопления ТКО (среднее количество ТКО, образующееся в единицу времени) могут устанавливаться дифференцированно для различных категорий потребителей данной услуги и отдельно для каждого из субъектов Российской Федерации. Норматив накопления ТКО может утверждаться как субъектом РФ (в нашем случае правительством Камчатского края), так и муниципалитетом, если таковые полномочия ему будут переданы самим субъектом РФ. Это же касается и определения предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами: они могут находиться как в компетенции правительства Камчатского края, так и органов местного самоуправления. А вот сами определение правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, расчета нормативов и случаев их применения находятся исключительно в компетенции Правительства РФ.
- Что еще нас ждет с вступлением в силу обновленного закона "Об отходах…"?
- В этой отрасли появятся свои операторы по обращению с ТКО, и, самое главное, региональный оператор по обращению с ТКО. А как следствие этих изменений - коммунальная услуга по сбору и транспортировке твердых бытовых отходов будет прописываться отдельной строкой в квитанции за жилищно-коммунальные услуги. Это услуга станет реализовываться через регионального оператора. То есть с 01 января 2016 годауправляющая организация, ТСЖ, ЖСК, получая от населения плату за коммунальную услугу по обращению с ТКО, осуществляют расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с ТКО. Для этого именно обслуживающие организации (УО, ТСЖ, ЖСК) заключают с регоператором соответствующий договор согласно требованиям, установленным Правительством РФ. Что касается собственников частного жилого дома или части жилого дома, то они заключают договор с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами напрямую.
- Александр Александрович, а если регоператор не захочет заключать договор с той или иной обслуживающей организацией, что делать?
- В федеральном законе четко указано: региональный оператор по обращению с ТКО не имеет права отказать собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора, так как с его стороны данный договор – публичный. В рамках соглашения региональный оператор по обращению с ТКО обязуется принимать отходы в объеме и в местах, которые определены в договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание и захоронение в соответствии с законом РФ. Со своей стороны собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора согласно утвержденному единому тарифу на услугу регоператора. Обратите внимание, при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора не учитываются его затраты на обработку и утилизацию твердых коммунальных отходов.
- Сегодня вовсю идет кампания по лицензированию управляющих организаций. Предполагается ли нечто подобное в отрасли по обращению с ТКО?
- Лицензирование компаний, специализирующихся на сборе и транспортировке ТКО, уже действует. Но с 1 июля 2015 года несколько меняется порядок получения лицензии такими организациями. Например, те предприятия, которые занимаются обезвреживанием и размещением отходов I-IV классов опасности, обязаны переоформить имеющуюся сегодня лицензию до указанной даты.
- Принятый документ вызывает больше вопросов, нежели дает четкие ответы, как будут выстраиваться отношения собственников ТКО с тем же региональным оператором по обращению с ТКО...
- Именно поэтому, для реализации обновленного федерального закона «Об отходах производства и потребления» как на федеральном, так и региональном уровнях должен быть утвержден ряд нормативно-правовых актов, которые призваны конкретизировать отдельные положения закона. Нам остается только ждать.
Закон, направленный на формирование региональных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами
Федеральный закон от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ"Большая часть Стратегии посвящена сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, ведь Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 458-ФЗ были внесены поправки в Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», заложившие основу новой системы государственного регулирования в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО).
Основная часть положений этого закона в части обращения с ТКО вступит в силу с 1 января 2016 года. В течение 2015 года федеральными органами исполнительной власти должны были быть подготовлены нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию федерального закона, среди которых
- Порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (ТКО);
- Требования к составу и содержанию территориальных схем в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами;
- Правила обращения с ТКО;
- Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов;
- Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами;
- Правила регулирования тарифов в области обращения с ТКО;
- Формы типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
С 1 января 2016 года обращение с твердыми коммунальными отходами будет отнесено к коммунальным услугам и исключено из состава жилищных услуг. Также с 2016 года будет осуществляться лицензирование организаций, осуществляющих обращение с отходами I-IV класса опасности.
Какие изменения несет Закон о твердых отходах?
Федеральным законом дается определение твердых коммунальных отходов (ТКО). Это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Также определены, в том числе, такие понятия, как "норматив накопления ТКО", "объекты захоронения отходов", "обработка отходов".
Уточнены полномочия Российской Федерации, субъектов РФ, органов местного самоуправления в области обращения с отходами, порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Для осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях субъектов РФ создаются региональные операторы - юридические лица, которым на основании конкурсного отбора присваивается статус регионального оператора на срок не менее 10 лет.
Установлено содержание региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, требования к территориальным схемам в области обращения с отходами, в том числе с ТКО.
Региональная программа в области обращения с отходами должна быть опубликована в сети Интернет на официальном сайте субъекта РФ для всеобщего и бесплатного доступа.
Также предусмотрено, что производители, импортеры товаров обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров в соответствии с нормативами утилизации, определенными Правительством РФ. Производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор.
Правительство РФ также должно определить порядок создания, эксплуатации и модернизации единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров и порядок взимания экологического сбора (в том числе порядок его исчисления, срок уплаты, порядок взыскания, зачета, возврата излишне уплаченных сумм сбора).
В связи с принятием Закона внесены поправки в целый ряд законодательных актов, признан утратившим силу Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", ряд положений федеральных законов, регулирующих отношения, в том числе в области разграничения полномочий между органами государственной власти, в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в сфере охраны окружающей среды.
Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2015 года, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.