Принят закон о принудительной госпитализации: к кому будут применяться данные меры?

12834
17 минут
Принят закон о принудительной госпитализации: к кому будут применяться данные меры?

Госдума в третьем, окончательном чтении приняла законопроект, наделяющий, в частности, прокуроров правом подачи административных исков о госпитализации граждан «в недобровольном порядке» в психиатрические стационары и противотуберкулезные диспансеры, а также о продлении госпитализации. К кому будут применяться данные меры по принудительной госпитализации граждан? Кто будет принимать решения о принудительной госпитализации и лечении граждан, какова ответственность за нарушение?

До принятия такого закона правоохранительные органы ссылались, в основном на  Кодекс административного судопроизводства (КАС), в котором говорится, что подобным правом обладают представители медорганизаций.


Авторы законопроекта в пояснительной записке сообщают, что проанализировали правоприменительную практику за год (с 15 сентября 2015 года по 1 сентября 2016 года) и установили, что прокуроры направили в суды 360 административных исковых заявлений о недобровольной госпитализации граждан, «больных заразной формой туберкулеза, уклоняющихся от обследования или от лечения» на основании обращений к ним главных врачей противотуберкулезных диспансеров и районных больниц.

Как отмечают авторы законопроекта, на сегодня суды большинства субъектов РФ принимают, рассматривают и удовлетворяют указанные административные исковые заявления. В частности, из 360 административных исковых заявлений прокуроров судами удовлетворено 335, что составляет 93%. 

Однако, как говорится в документе, суды Санкт-Петербурга, Мурманской области отказывали в принятии таких административных исков со ссылкой на отсутствие прямого указания в процессуальном законодательстве о праве прокурора по предъявлению административных исков данной категории.

Кроме того, как говорится в пояснительной записке к закону,  документ разработан «в целях формирования единообразной правоприменительной практики в части закрепления права прокурора на обращение в суд с административным исковым заявлением о принудительной госпитализации отдельных категорий граждан».   Соответствующие поправки вносятся и в ряд «корреспондирующих» нормативных актов, в частности, в федеральные законы «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и «О предупреждении распространения туберкулеза в РФ».  

Законопроект закрепляет право прокурора выступать с административным иском «там, где есть спорные моменты»: чтобы суды однозначно толковали нормы данного закона там, где не было ранее четко прописано участие прокурора.   Для чего нужна принудительная госпитализация

Принудительная госпитализация и лечение граждан — это установленная в соответствии с пунктом 3 статьи 55 Конституции РФ одна из форм государственной защиты интересов как самого гражданина, так и интересов неопределенного круга лиц в области безопасности и охраны здоровья.

К основным источникам правого регулирования недобровольной госпитализации в Российской Федерации относятся:

Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” (далее – ФЗ № 323-ФЗ);

Закон РФ от 02.07.1992 № 3185-1 “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании” (далее – Закон № 3185-1);

Федеральный закон от 18.06.2001 № 77-ФЗ “О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации” (далее – ФЗ № 77-ФЗ);

Кодекс административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ);

Уголовный Кодекс РФ (далее – УК РФ);

Уголовно-исполнительный кодекс РФ;

Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 “Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих”;

Приказ Минздрава РФ от 08.04.1998 № 108 “О скорой психиатрической помощи” (вместе с “Положением о врачебных и фельдшерских бригадах скорой психиатрической помощи”, “Методическими рекомендациями по организации работы бригад скорой психиатрической помощи”) (далее – Приказ № 108);

Приказ Минздравсоцразвития РФ № 640, Минюста РФ № 190 от 17.10.2005 “О Порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу” (далее – Приказ Минздравсоцразвития РФ № 640, Минюста РФ № 190) и ряд других.

Оказание медицинской помощи без согласия пациента

ФЗ № 323-ФЗ устанавливает исчерпывающий перечень случаев, когда медицинская помощь оказывается без согласия пациента. Всего их пять.

Медицинское вмешательство (лечение) без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя допускается:

  • если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители;

  • в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;

  • в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами;

  • в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния (преступления);

  • при проведении судебно-медицинской экспертизы и (или) судебно-психиатрической экспертизы.

Следует иметь в виду, что понятие о медицинском вмешательстве без согласия гражданина и понятие о принудительной госпитализации, не являются тождественными.

Говоря о медицинском вмешательстве без согласия гражданина, подразумевается возможность выполнения медицинским или иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, какой-либо медицинской манипуляции по отношению к пациенту (в том числе его медицинское обследование, освидетельствование) без получения от данного пациента (или его законного представителя) информированного добровольного согласия на это.

Принудительная госпитализация — это мера обеспечения возможности оказания медицинской помощи при уклонении гражданина от обязательной госпитализации в медицинское учреждение в установленных законом случаях. Отметим, что данная мера может быть реализована медицинской организацией на основании судебного решения с привлечением органов полиции.

Принудительная госпитализация в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона № 3185-1 психиатрическая помощь включает в себя психиатрическое обследование и психиатрическое освидетельствование, профилактику и диагностику психических расстройств, лечение и медицинскую реабилитацию лиц, страдающих психическими расстройствами.

В соответствии с пунктом 2 “Порядка оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения”, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 17.05.2012 № 566н (далее – Порядок № 566н), оказание медицинской помощи осуществляется при психических расстройствах и расстройствах поведения, включающих:

  • Органические (симптоматические), психические расстройства;

  • Психические расстройства и расстройства поведения, вызванные — употреблением психоактивных веществ;

  • Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства;

  • Расстройства настроения (аффективные расстройства);

  • Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства;

  • Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами;

  • Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте;

  • Умственная отсталость;

  • Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся в детском и подростковом возрасте.

Психиатрическая помощь оказывается при добровольном обращении лица и при наличии его информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство, за исключением случаев, предусмотренных статьей 29 Закона № 3185-1.

Согласно этой статье, лицо, страдающее психическим расстройством, может быть госпитализировано в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, без его согласия либо без согласия одного из родителей или иного законного представителя до постановления судьи, если его психиатрическое обследование или лечение возможны только в стационарных условиях, а психическое расстройство является тяжелым и обусловливает:

  • его непосредственную опасность для себя или окружающих,

  • его беспомощность, то есть неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности, 

  • существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи.

Говоря об оказании психиатрической помощи, мы не можем не упомянуть об императивных требованиях, закрепленных в статье 20 Закона № 3185-1, в силу которых:

Установление диагноза психического заболевания, принятие решения об оказании психиатрической помощи в недобровольном порядке либо дача заключения для рассмотрения этого вопроса являются исключительным правом врача-психиатра или комиссии врачей-психиатров;

Заключение врача другой специальности о состоянии психического здоровья лица носит предварительный характер и не является основанием для решения вопроса об ограничении его прав и законных интересов, а также для предоставления ему гарантий, предусмотренных законом для лиц, страдающих психическими расстройствами.

Кто принимает решение о недобровольной госпитализации

По закону решение о недобровольной госпитализации может принять врач-психиатр психиатрической больницы или врач-психиатр бригады скорой психиатрической помощи.

Но при этом надо иметь в виду, что принятию врачом-психиатром решения о недобровольной госпитализации предшествует психиатрическое освидетельствование.

В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона № 3185-1 психиатрическое освидетельствование проводится для определения: страдает ли обследуемый психическим расстройством, нуждается ли он в психиатрической помощи, а также для решения вопроса о виде такой помощи.

По общему правилу, психиатрическое освидетельствование проводится при наличии информированного добровольного согласия, обследуемого на его проведение.

В то же время закон допускает проведение психиатрического освидетельствования лица без его согласия или без согласия его законного представителя в случаях, когда по имеющимся данным обследуемый совершает действия, дающие основания предполагать наличие у него тяжелого психического расстройства. Оно обусловливает такое психическое состояние лица, которому в полной мере отвечают рассмотренные выше критерии (основания) госпитализации в специализированную медицинскую организацию.

При этом, необходимо отметить, что решение о недобровольном освидетельствовании врач психиатр, а также врач-психиатр бригады скорой помощи принимает только в случаях соответствия психического состояния пациента соответствующему критерию. Если же речь идет о других случаях, то на недобровольное освидетельствование необходимо получить санкцию судьи.

Из данного правила допускается исключение в соответствии с “Методическими рекомендациями по организации работы бригад скорой психиатрической помощи” (Приложение № 4 к Приказу № 108) (далее – Методические рекомендации): в случаях, когда условия неблагоприятны (отсутствие наблюдения, ухода за больным, пребывание его вне семьи, на улице и т.д.), беспомощный пациент (критерий “б”) и пациент с плохим клиническим прогнозом в случае оставления его без психиатрической помощи (критерий “в”) становятся опасными для себя.

В этих случаях критерии “б” и “в” статьи 23 совпадают с критерием “а” и пациент должен быть недобровольно освидетельствован психиатром скорой помощи.

Также сообщаем, что в силу вышеуказанных методических рекомендаций недобровольная госпитализация начинается с момента реализации принятого врачом-психиатром решения о помещении пациента в больницу независимо от его желания после его освидетельствования по месту вызова, поскольку с этого момента в случае необходимости принимаются меры принуждения.

Кроме того, считаем необходимым отметить, что Методическими рекомендациями закреплено важное правило: в случаях, когда пациент по своему психическому состоянию не может выразить свое отношение к госпитализации (в том числе, обратиться с просьбой или дать согласие) — помещение в больницу должно оформляться только как недобровольное.

Лицо, госпитализированное в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке подлежит в соответствии со статьей 32 Закона РФ № 3185-1 обязательному психиатрическому освидетельствованию в течение 48 часов комиссией врачей-психиатров медицинской организации, которая принимает решение об обоснованности госпитализации.

В тех случаях, когда госпитализация признается необоснованной и госпитализированный не выражает желания остаться в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, он подлежит немедленной выписке.

Если госпитализация признается обоснованной, то заключение комиссии врачей-психиатров в течение 24 часов направляется в суд по месту нахождения медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, для решения вопроса о дальнейшем пребывании лица в ней.

Медицинские организации, оказывающие психиатрическую помощь, также обязаны в течение 24 часов с момента поступления пациента в недобровольном порядке, принимать меры по оповещению его родственников, законного представителя или иного лица по его указанию.

Рассмотрение дел, связанных с госпитализацией гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке производится судами в порядке административного судопроизводства (Глава 30 КАС РФ).

Кого отправляют в  больницу по решению суда

Административное исковое заявление о госпитализации гражданина в недобровольном порядке, в соответствии с частью 1 статьи 276 КАС РФ, подается в течение 48 часов с момента помещения гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях.

Отметим, что данная норма вступает в противоречие с рассмотренной выше статьей 32 Закона № 3185-1, устанавливающей, что в течение 48 часов должно быть проведено освидетельствование недобровольно госпитализированного лица, и лишь потом, в случае признания госпитализации обоснованной, заключение комиссии врачей-психиатров в течение 24 часов должно быть направлено в суд (т.е. получается, что по Закону № 3185-1 административное исковое заявление о госпитализации гражданина в недобровольном порядке должно быть подано в течение 72 часов, а по КАС – в течение 48 часов).

Административное исковое заявление о госпитализации гражданина в недобровольном порядке подлежит рассмотрению судом в течение 5 дней со дня принятия административного искового заявления к производству суда.

Сообщаем, что, принимая заявление, судья одновременно дает санкцию на пребывание лица в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, на срок, необходимый для рассмотрения заявления в суде

Судебное заседание может проводиться как в помещении суда, так и в помещении медицинской организации, если суд установит, что психическое состояние гражданина позволяет ему лично участвовать в судебном заседании, но его присутствие в помещении суда является невозможным.

Часть 2 статьи 34 Закона № 3185-1 закрепляет право лица, госпитализированного в недобровольном порядке лично участвовать в судебном рассмотрении вопроса о его госпитализации. Кроме того, статья 34 закрепляет обязательность участия в рассмотрении заявления прокурора, ходатайствующего о госпитализации, представителя медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, и представителя лица, в отношении которого решается вопрос о госпитализации.

Важно знать, что личное участие пациента в судебном заседании и право изложить свою позицию по административному делу, может быть ограничено на основании заключения комиссии врачей-психиатров медицинской организации, выступающей административным истцом, если ими будет признано, невозможность участие пациента в судебном заседании в силу его психического состояния.

По административному делу о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке мотивированное решение суда должно быть изготовлено в день принятия решения.

Постановление судьи об удовлетворении заявления о госпитализации гражданина в недобровольном порядке является основанием для госпитализации и дальнейшего содержания лица в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях.

Постановление судьи может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его вынесения лицом, госпитализированным в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, его представителем, руководителем указанной медицинской организации, а также организацией, которой законом либо ее уставом (положением) предоставлено право защищать права граждан, или прокурором в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Права административного ответчика (гражданина) по делам о принудительной госпитализации

Ключевая роль в защите прав гражданина отводится его представителю (при его отсутствии суд назначает в качестве представителя адвоката). Именно квалифицированный грамотный представитель сможет защитить права доверителя, не допустив его недобровольную неправомерную госпитализацию.

В соответствии со статьей 77 КАС РФ в случае возникновения в ходе рассмотрения административного дела вопросов, требующих специальных знаний, суд может назначить судебно-психиатрическую экспертизу, в том числе и по аргументированному ходатайству представителя пациента (гражданина). Судебные дела по оспариванию принудительной госпитализации сложны, и иногда только заключение судебно-психиатрической экспертизы может “склонить чашу весов” в сторону гражданина.

Статьей 57 КАС РФ закреплены требования к оформлению полномочий представителя. Полномочия адвоката в качестве представителя в суде удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием и в некоторых случаях, предусмотренных КАС РФ — доверенностью.

Полномочия других представителей должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с федеральным законом, либо могут быть выражены в письменном заявлении представляемого лица, либо устном, сделанном в судебном заседании, что вносится в протокол судебного заседания. При этом в силу пункта 1 статьи 55 КАС РФ представителями в суде могут быть адвокаты или лица, имеющие высшее юридическое образование.

Принудительная госпитализация лиц, страдающих туберкулезом

Туберкулез — хроническое инфекционное заболевание. В 2004 году Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 туберкулез был включен в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

Под инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, понимаются согласно статьи 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” инфекционные заболевания человека, характеризующиеся тяжелым течением, высоким уровнем смертности и инвалидности, быстрым распространением среди населения.

Высокую опасность для окружающих представляют больные с заразными формами туберкулеза. В соответствии с статьей 1 ФЗ № 77-ФЗ к заразной форме туберкулеза относится активная форма туберкулеза, при которой происходит выделение возбудителей туберкулеза (микобактерий) во внешнюю среду.

В силу пункта 2 статьи 10 ФЗ № 77-ФЗ больные заразными формами туберкулеза, неоднократно нарушающие санитарно-противоэпидемический режим, а также умышленно уклоняющиеся от обследования в целях выявления туберкулеза или от лечения туберкулеза, на основании решений суда госпитализируются в медицинские противотуберкулезные организации для обязательных обследования и лечения в стационарных условиях.

Общие положения о производстве по административным делам о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке установлены в главе 31 КАС РФ.

Административное исковое заявление о госпитализации гражданина в недобровольном порядке подается руководителем медицинской организации, в которой гражданин находится под диспансерным наблюдением.

В соответствии с пунктом 1 статьи 283 КАС РФ рассмотрение административного дела по административному исковому заявлению о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке проводится, в части касающейся, порядка и сроков рассмотрения административного дела по правилам главы 30 КАС РФ (если иное не установлено КАС или иным федеральным законом).

Напомним, что глава 30 КАС РФ посвящена производству по административным делам о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке и о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке.

Участие в судебном заседании гражданина, в отношении которого подано административное исковое заявление о госпитализации в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке, или его представителя является обязательным.

Рассмотрев по существу административное дело по административному исковому заявлению о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке, суд принимает решение об удовлетворении административного иска, если установит наличие оснований для госпитализации гражданина, либо отказывает в удовлетворении административного иска.

По административным делам о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке мотивированное решение суда должно быть изготовлено в день его принятия.

К кому применяются принудительные меры медицинского характера

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона № 3185-1 принудительные меры медицинского характера применяются по решению суда в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами, совершивших общественно опасные деяния, по основаниям и в порядке, установленным УК РФ и Уголовно-процессуальным кодексом.


УК РФ предусматривает 4 вида принудительных мер, 3 из которых предусматривают принудительное лечение в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях различного типа (общего, специализированного и специализированного с интенсивным наблюдением).

Порядок исполнения принудительных мер медицинского характера определяется уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации и иными федеральными законами, в том числе Приказом Минздравсоцразвития РФ № 640, Минюста РФ № 190.

Продление, изменение и прекращение применения принудительных мер медицинского характера осуществляются судом по представлению администрации медицинской организации, осуществляющей принудительное лечение, или уголовно-исполнительной инспекции, контролирующей применение принудительных мер медицинского характера, на основании заключения комиссии врачей-психиатров.

Ответственность за незаконную принудительную госпитализацию

Принудительная или недобровольная госпитализация пациента в лечебных целях в медицинскую организацию относится к строго регламентированным действующим законодательством процедурам, не соблюдение которых предусматривает различные виды юридической ответственности для медицинских работников, в том числе и уголовную.

Так, часть 1 статьи 128 УК РФ предусматривает ответственность за незаконную госпитализацию лица в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в виде ограничения свободы на срок до 3 лет, либо принудительные работы на срок до 3 лет, либо лишение свободы на тот же срок.

Санкция по части 2 статьи 128 УК РФ за совершение аналогичного деяния, но лицом с использованием своего служебного положения либо повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия является следующей: принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, либо лишением свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Из произведенного в настоящей статье правового анализа следует, что на сегодняшний день правила недобровольной госпитализации определены лишь в отношении отдельных категорий лиц, а именно:

  • страдающих тяжелыми психическими расстройствами;

  • страдающих заразными формами туберкулеза, уклоняющимися от обследования и лечения;

  • совершивших общественно опасные деяния (преступления).

При этом, существующая правовая регламентация, устанавливающая правила недобровольной госпитализации для перечисленных лиц, имеет значительное количество пробелов, неточностей, противоречий и иных недостатков.

В связи с указанным, в настоящее время в уязвимом и незащищенном положении находятся не только лица, подвергающиеся недобровольной госпитализации (их права могут быть неправомерно ограничены в короткие сроки на продолжительное время, включающее весь период госпитализации), но и медицинские работники, осуществляющие принудительную госпитализацию.

Новый закон о принудительной госпитализации – шаг на пути решения этих проблем.   

Материалы по теме "Законодательство"

Рекомендуем

Загрузка...