Все больше россиян предпочитают услуги платной медицины

3783
8 минут
Все больше россиян предпочитают услуги платной медицины

По данным исследования «Индекс здравоохранения», проведённого «Опорой России» совместно с ВШЭ и ВЦИОМ, в 2015 году услугами частной медицины воспользовались 47  процентов пациентов, государственной – 77 процентов, в 2016 году эти показатели составили 52  процентов и 79 соответственно.

В одной Москве коммерческими медуслугами пользовались 4,1 миллиона человек из 14,7 миллиона всех пациентов. Ещё более 2,2 миллиона лечились в теневом медицинском секторе. Попросту говоря, при необходимости платили врачу напрямую в карман. И это, кстати, распространенная практика с большими перспективами на будущее.

Как полагает Вячеслав Тетервяков, президент «Центра независимой защиты прав потребителей», многие государственные врачи сегодня научились играть на готовности людей платить, навязывая пациенту платные услуги и договора «о спонсорской помощи в размере, который укажет лечащий врач. Нередки случаи, когда пациенту, официально оплатившему через кассу госбольницы операцию, например, анестезиолог намекает на необходимость доплатить – за качественный наркоз. Естественно, находящийся в стрессовом состоянии человек соглашается на любые условия.

За помощью в государственную медицину обращаются в основном пожилые и бедные

По мнению правозащитника, границы между коммерческой и государственной медициной сейчас настолько размыты, что уже невозможно отличить, где какая, разве что по социальному статусу пациентов – под государственной крышей все-таки больше престарелых и малоплатежных.

Так выглядит портрет коммерческого пациента через призму страховых компаний (использованы данные на основе полисов добровольного медицинского страхования): возраст от 25 до 45 лет (именно в эти годы в жизнь врываются семейные вопросы и проблемы со здоровьем дают о себе знать), образование высшее, зарплата от 35 000 рублей.

Полис добровольного медицинского страхования (ДМС) им чаще всего предоставляется на работе в качестве дополнительного бонуса. Лишь 10 процентов людей старшего возраста (до 60 лет и выше) имеют полис, оплаченный работодателем, 30 процентов покупают его сами. Остальные, как и подавляющее большинство пенсионеров, посещают коммерческие клиники разово и оплачивают визит из собственного кармана.

Всего в России более 10 тысяч платных клиник, причём большая их часть расположена в Москве – свыше 1 200, подсчитали эксперты компании MedAboutMe. Главными драйверами роста эксперты называют ненадлежащее качество и сокращение объёма бесплатной медицинской помощи.

По данным ВЦИОМ, причиной отказа от государственных поликлиник 34 процента опрошенных называют проблемы в организации: большие очереди, невозможность записаться на приём, то, что за услугу всё равно придётся платить; в меньшей степени жалуются на нехватку персонала, ссылаются на проблемы с врачами: недоверие к их компетенции, равнодушие, грубость и хамство.

Абсолютное большинство жалоб к госинфраструктуре сводится к плохому сервису, уверен глава НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента департамента здравоохранения Москвы Давид Мелик-Гусейнов.

В то же время даже официальные чиновники признают всё большую недоступность бесплатной медицины в России. В результате реформы здравоохранения 2014 года под сокращение попали 90 тысяч медработников, обеспеченность населения врачами снизилась до 39,7 на 10 тысяч человек. В стране по сей день не хватает 55 000 врачей.

По данным Счётной палаты, 17,5 тысячи населённых пунктов вообще не имеют медицинской инфраструктуры, из них более 11 тысяч расположены на расстоянии свыше 20 километров от ближайшей медорганизации, где работает хотя бы один фельдшер. В условиях снижения доступности медпомощи для населения рост платных медуслуг свидетельствует о замещении бесплатной медицинской помощи платной.

Координатор движения «Вместе – за достойную медицину!» Алла Фролова утверждает, что платная медицина остаётся единственным выходом не только для тех, кто предпочитает комфорт многочасовым очередям, но и для тех, кто неделями вообще не может попасть ко врачу  Это касается и Москвы. Здесь, вроде бы не такая дремучесть, как в каком-нибудь северном Загогуйске, развивается высокотехнологичная помощью, но в больницу не попасть.

В поликлиниках та же история. Появилась электронная очередь, но что дает этот прогресс, если приема у специалист приходится ждать 2-3 недели. А ведь эффективность медицинской помощи во многом зависит как раз от её доступности - от возможности получить ее оперативно, в максимально сжатые сроки – тогда, когда она нужна. Страх за свое здоровье гонит людей в частную медицину. А по сути это государственные учреждения выталкивают их туда силком, элементарно не умея управлять своими ресурсами.

Сколько стоит помощь в коммерческой поликлинике

Обычно в среднем стоимость первичной консультации у терапевта в частной клинике обойдётся в 1 500–2 000 рублей, за анализы придётся отдать 1 300–1 500 рублей, функционально исследование от 2 тысяч. По данным Росстата, средняя зарплата россиян в августе 2017 года составила 31 870 рублей, пенсия – 13200. Пенсии чаще всего не хватает, чтобы пройти качественное обследование, что уж говорить о лечении…

В любой коммерческой организации главное – это зарабатывание денег.  В частной клинике пациент может получить качественное обследование, но есть опасность, что ему навяжут много лишнего. Главная цель доктора-коммерсанта, к сожалению, не вылечить, а заработать. В этом убеждаешься, например, если  вдруг заболит внешне здоровый зуб. В частной клинике вас расспросят, ограничены ли вы в средствах или нет. Предложат «оптимальный» вариант – поставить мышьяк на воспаленный нерв, через пару дней вернуться в клинику почистить каналы и установить постоянную пломбу. За это удовольствие берут обычно 10 тыс. рублей. В следующий визит вам для начала сделают рентген челюсти.

И вдруг окажется, что рядом с больным зубом еще как минимум пять нуждаются в срочном лечении. Вас предупредят, что если не согласитесь лечить, то скоро придется выдергивать. После мышьяка пломбирование зубов проходит почти безболезненно, но если вы опасаетесь, то у них есть «импортный укольчик». Уже на кассе вы узнаете, что «укольчик» стоит 3 500, а  их всадят несколько штук. Плюс «немецкие» пломбы, плюс ароматическое окуривание для предотвращения нервного стресса, плюс рентген (8 раз). Растрясут на 78 тысяч рублей. И если бы только это! Если после пломбирования изменится прикус, когда зубы как не родные, выпирают, то придется платить еще.

Волна реформы прибила к частным клиникам десятки тысяч врачей. В интернете масса историй, чем обернулась смена хозяина лично для них, что отличает коммерческую и государственную медицину и как быть пациентам, оказавшимся на распутье. Но в то же время есть частные клиники, в которых от врачей требуется одно - лечить пациента в соответствии с существующими стандартами.

Там пациент получает квалифицированную помощь, и это очень важно. Но есть и такие, в которых на первой же планерке врачу объясняют его задачу – направить больного к как можно большему числу специалистов и заставить сдать как можно больше анализов. Руководство постоянно проверяет карты пациентов и делает выговоры, если врач не стал «раскручивать» пациента. После нескольких замечаний могут уволить, а многие доктора уходят и сами – не каждый сможет так работать.

Принято считать, что за частно-государственным партнерством – будущее российской медицины. Что бы ни говорили о технической отсталости госбольниц, сейчас они оснащены очень неплохо. Такое оборудование большинству частных клиник, имеющих четыре-пять, а то и два- три кабинета, не по карману. Что делают коммерсанты? Используя старые связи, договариваются с госучреждениями и садятся им на хвост, втихаря приплачивая руководству. «Аренда» лабораторий и высокотехнологичного оборудования, как и труд специалистов не стоит частнику ничего. Они порой и не догадываются, выполняя распоряжения начальства, чьи интересы обслуживают.

Медицину спасет государственно-частное партнерство

Надежда Алексеева, президент Ассоциации частных клиник, в России дорога часто прокладывается зигзагами, но движение рано или поздно поворачивается в нужном направлении. Во всем мире существует два вида медицины – государственная и частная. Обе занимаются одним делом – служат охране здоровья граждан. И только у нас они живут по разным законам, не дополняя, а сторонясь друг друга.

Государственная медицина считается «бесплатной». Он финансируется из федерального и местного бюджетов, в которые перечисляют налоги все без исключения работающие граждане. Государственная медицина всегда поддерживается государством, которое выделяет деньги на строительство больниц, поликлиник, закупку оборудования и медицинского транспорта, обучение и повышение квалификации специалистов и т.д. Откуда деньги? Из кармана налогоплательщиков.

Частная медицина сама по себе. Для того, чтобы организовать клинику, нужно взять в аренду или выкупить по рыночной цене землю и помещение, реконструировать его под медицинские нужды, закупить самое современное медицинское оборудование, выучить персонал, пройти лицензирование по каждому виду деятельности и т.д. На все это нужны деньги, и деньги немалые. Но карман налогоплательщиков для нас недоступен.

Государство как бы не замечает, что любой гражданин рано или поздно становится пациентом. Или замечает, но приговаривает: «Это же частники, которые наживаются на болезнях людей. А я – государство, я «свои» бюджетные деньги буду выделять только на обнищавшую государственную и абсолютно «бесплатную» медицину, которая обеспечит помощь всем гражданам страны и в первую очередь социально незащищенным».

Но почему бы, предлагает Алексеева, при этом не выстроить отношения так, чтобы все эти граждане, включая социально незащищенных, уже оплатившие из своих налогов лечебные мощности и медицинское оборудование, могли им эффективно пользоваться. Разве это не в интересах российского здравоохранения? Не в интересах пациентов, которые сейчас вынуждены платить за все трижды – «черным налом» - врачу, в кассу – по чеку, по тарифу ОМС – из зарплаты.

Нормально частно-государственное партнерство если и не устраняет окончательно эти коррупционные схемы, то значительно их ограничивает. Во всяком случае, у партнеров количество переходит в качество и делает услуги населению доступнее. Обидно, что эту простую истину приходится доказывать. Еще раз хочу сказать: проблема не в том, что расплодились частные клиники.

Проблема в том, что медицина фактически монополизирована государством из-за нищеты населения. И чем дольше мы будем бодаться, какая из них профессиональнее и круче, выяснять, кто кому должен и кто кому чего не додал, тем скорее у народа пропадет желание доверять любому из нас, как уверена Алексеева.

Что бы ни говорили, а народу деваться народу все равно некуда. Судя по бюджетным планам на ближайшие годы, увеличения расходов государства на здравоохранения ждать не стоит. Поэтому расцвет частной медицины гарантирован.

Материалы по теме "Здоровье"

Рекомендуем

Загрузка...