Выдавать водительские права начнут в МФЦ, а водителей поделят на профессионалов и любителей

3342
7 минут
Выдавать водительские права начнут в МФЦ, а водителей поделят на профессионалов и любителей

По поручению главы правительства РФ МВД совместно с другими заинтересованным ведомствами займется подготовкой предложений по проектам нормативных актов, которые позволили бы гражданам получать водительские права, а также регистрировать автомобили в МФЦ. Что еще нового ждет автомобилистов и владельцев автомобилей?

Понятно, что при этом  речь не идет о том, чтобы в этих центрах принимались экзамены на права. На МФЦ распространяется только возможность собирать необходимые документы от граждан, направлять их в ГИБДД, а потом выдавать готовый документ.

Кстати, эта возможность давно закреплена в соответствующих нормативных актах. Более того, граждане активно ею пользуются при обмене водительских удостоверений с истекшим сроком давности. А также при восстановлении прав в случае их утраты.

Чем отличается оформление водительских прав в ГИБДД и МФЦ

Прежде всего, надо иметь в виду, что получение прав в МФЦ - это более длительная процедура, чем в ГИБДД. Сначала человек подает необходимые документы, а права он получает только через несколько дней. В ГИБДД все это делается за час.

Но в ГИБДД еще надо попасть. То есть найти удобное подразделение, записаться на нужное время. А в МФЦ можно зайти, проходя мимо.

Еще одно преимущество МФЦ. Дело в том, что если у человека скопилось множество неоплаченных в установленные сроки штрафов, лишний визит в ГИБДД может обернуться поездкой в суд. Выявив такую задолженность, инспектор может оформить протокол и направить человека в суд для принятия решения по его делу.

При посещении подразделения ГИБДД за неуплату штрафа в лучшем случае этот штраф придется оплатить в двойном размере. В худшем - по решению суда могут и арестовать на 15 суток. То есть сама по себе задолженность - еще не повод для отказа в выдаче прав, но повод для возбуждения нового административного дела.

А если вы решили обменять права в МФЦ, то такая неприятность водителю не грозит. Ведь сотрудник этого ведомства не может привлечь за нарушение и составить протокол. Даже если в ГИБДД, куда будут направлены документы обратившегося, выявят это нарушение, права ему все равно изготовят и направят в МФЦ.

Как говорят бывалые люди, при этом вряд ли этого соискателя в МФЦ будет поджидать полицейский. Нужно очень много задолжать, чтобы поиск был столь активным.

В то же время надо учесть, что прием экзаменов на права через МФЦ не предполагается. Его по-прежнему необходимо сдавать в ГИБДД. Что же касается регистрации транспортных средств, то пилотный проект на базе одного экспериментального, так называемого флагманского, МФЦ в Москве уже проходит.

Конечно, не сами сотрудники центра проверяют документы, осматривают машины и принимают решения о постановке на учет или отказе в регистрационных действиях. Этим занимаются непосредственно сотрудники регистрационного подразделения ГИБДД.

Для осмотра транспорта на стоянке в одном из крупных торговых центров уже выделена специальная площадка. По сути, это своеобразный филиал регистрационного подразделения при МФЦ. То есть у человека в столице появился выбор. Обращаться за регистрационными действиями в ГИБДД или в флагманский МФЦ.

Чтобы получить эту услугу в МФЦ, необходимо заранее на нее записаться через портал Госуслуг. Но точно так же через этот портал можно записаться на проведение регистрационных действий в ГИБДД.

В новом порядке регистрации транспортных средств нет ничего плохого. Но у экспертов возникают некоторые сомнения: вряд ли каждое регистрационное подразделение сможет направить необходимое количество сотрудников в МФЦ для осуществления регистрационных действий на базе этих ведомств. Штатов не хватит.

К тому же  вряд ли у каждого МФЦ найдется площадка для осмотра транспортных средств. Так что распространение опыта одного флагманского МФЦ на все остальные - это не ближайшая перспектива. И все же новые правила очень ждут, чтобы совершать все процедуры, связанные с транспортом без особых хлопот.

Как будут оценивать подготовку водителей

Новый законопроект, подготовленный министерством транспорта, предполагает отделить водителей-любителей от водителей профессионалов. Это может стать полной революцией в системе подготовки водителей.

Согласно документу в правах теперь должна появиться некая отметка о том, что водитель - профессионал. Подготовку водителей-любителей спустят на ступень ниже. Их будут готовить учреждения дополнительного образования. Сейчас этим занимаются учреждения профессионального образования.

Так что тем, кто собирается работать водителем по найму, придется пройти именно профессиональную подготовку и получить в водительском удостоверении соответствующую отметку.

Важно отметить, что теперь водители-профессионалы должны будут раз в пять лет проходить переподготовку и сдавать экзамены в ГИБДД на права, подтверждая эту отметку. Причем это касается всех водителей, работающих по найму, независимо от того, к какой категории транспортных средств относится их машина.

В том случае, если они не подтвердят отметку, то лишатся права работать водителями. А водители грузовиков и автобусов, то есть те, у которых открыты категории "С", "СЕ", "D", "DE", лишатся права управления этими машинами без соответствующей отметки.

В личных целях можно будет управлять машинами только подкатегорий "С1", "С1Е", "D1", "D1E".

Так, к примеру. собственник "КАМАЗа", который возит к себе в огород грунт и навоз, не сможет этого делать, не получив профессиональной отметки в правах.

Надо отметить, что такой законопроект появился не на пустом месте. Аварийность именно среди перевозчиков растет из года в год. К тому же на этом рынке активно трудятся и водители из соседних государств. Поэтому было дано поручение президента, а позже поручение правительства о принятии мер для повышения квалификации водителей-профессионалов.

Известно, что Министерство образования высказалось против этого проекта. На совещании представители ведомства подчеркнули, что согласно Гражданскому кодексу транспорт - это средство повышенной опасности. А управлению такими механизмами можно обучать только по профессиональным программам.

Но другие ведомства придерживаются иного мнения. В том случае, если документ примут, то всем водителям, занятым в перевозках, придется сдавать на права.

Мнения экспертов о законопроекте

Представители Госавтоинспекции в свою очередь напомнили, что в соответствии с законом о полиции в их компетенцию входит допуск к управлению транспортом на дорогах общего пользования. А профессиональные требования к перевозчикам - это трудовые отношения и компетенция Минтранса.

Не во всем этот проект поддерживают и автошколы, хотя водителям-профессионалам придется повторно пройти обучение, чтобы сдать экзамен в ГИБДД. А значит им будет гарантирован приток слушателей.

Кроме того, чтобы повысить квалификацию, водителю придется пройти обучение с нуля, поскольку ему потребуется перейти на программы подготовки для профессионалов. А потом проходить переподготовку раз в пять лет.

Правда автошколам после принятия закона, чтобы готовить водителей-любителей, им придется получать новые лицензии. А также поменять под новые программы всю материально-техническую базу, заново согласовывать программы и получать документы о соответствии в ГИБДД.

Эксперты отмечают, что требования по получению отметки для категорий и подкатегорий "М", "А", "А1", "В1" и "В", а также лишение права управления категориями "С" и "D" противоречат директиве Европарламента о квалификации водителей, занятых в перевозке.

Не учитывает документ и нужды министерства обороны и МЧС. Ведь в этих ведомствах трудится огромное число водителей.

Возникает вопрос: за чей счет они будут получать новую квалификацию, чтобы не оказаться без возможности управлять тяжелой техникой? Кстати, за получение водительского удостоверения надо заплатить госпошлину - 2000 рублей.

В то же время нельзя не видеть, что запущенная шесть лет назад предыдущая реформа подготовки водителей дает свои плоды. С каждым годом количество ДТП с начинающими водителями сокращается. Так, в 2015 году количество аварий, совершенных ими, сократилось на 26,5 процента по сравнению с показателями 2014 года, водителями мопедов - на 45,9 процента. По итогам 2016 года их аварийность снизилась еще на 20 процентов по сравнению с показателями 2015 года, а водителями мопедов на 26 процентов.

Выходит, что, несмотря на все сложности, реформа работает. Зачем же ее ломать, если проблема только в водителях-профессионалах?

Меры по обязательному повышению квалификации водителей пересмотрят

Проблему можно решить менее кардинальными мерами. Представители Госавтоинспекции напомнили, что в Законе "О безопасности дорожного движения" в статье 20 есть требование об обязательном повышении квалификации водителей, которые работают по найму, раз в пять лет. При этом никаких дополнительных отметок в правах не требуется.

В связи с этим Минтрансу предстоит установить периодичность повышения квалификации, а также разработать соответствующие программы, поскольку водители-профессионалы, задействованные в перевозках, это его зона ответственности.

Материалы по теме "Автолюбители и профессионалы"

Рекомендуем

Загрузка...