Почему дети выбирают вредные продукты и как приучить ребенка к правильному рациону

5982
12 минут
Почему дети выбирают вредные продукты и как приучить ребенка к правильному рациону

Задумывались ли вы над тем: почему дети часто предпочитают именно вредные продукты? Можно ли исправить эту ситуацию и каким правилам выбора пищевых продуктов важно обучить своих детей с самого раннего возраста?

Каждый родитель знает, что дети очень любят есть сладости, которые им доступны. В чрезмерном потреблении сладостей ребёнком на 100% виноваты родители.


А организм ребенка снабжен механизмом, побуждающим его съесть как можно больше сладостей и других продуктов с ярким вкусом.

Ученые полагают, что это особенность человеческого организма, который формировался в условиях, где еда была в дефиците, и этот дефицитный ресурс нужно было активно использовать, как только он оказывался в доступности. Нашел еду — съешь как можно больше! Ибо неизвестно, когда в другой раз тебе представится такая возможность. В особенности это относится к еде сладкой и жирной, потенциальному энергетическому ресурсу организма.

Чтобы выжить, древним людям нужно было потреблять еды как можно больше, но ресурс еды всегда быстро бегал или по другим причинам был труднодоступен. Поэтому природа позаботилась о том, чтобы потреблять еду было легко и приятно.

У современного человека есть чувство удовольствия от еды, и чувство отсроченного насыщения (организм уже получил достаточно еды, а чувство насыщения мы еще не испытываем).

Но механизмы, помогающие человеку выжить в древности, работают и сегодня (при избытке пищевого ресурса), то единственная возможность контроля проходит через осознание вредности потребления чрезмерного количества и неподходящего состава еды.

Данное противостояние природы и разума человека для ребенка невозможно: он никогда не сможет контролировать себя разумом, его безграничное стремление к сладкой еде — просто работа природного механизма выживание. Сам он не может затормозить этот механизм, поскольку его разум и опыт для этого недостаточны.

А потом, повзрослев, многие задумываются: "Что происходит, от чего у меня лишний вес"? Но маленький ребёнок, лет до 10-12, никогда не будет сопротивляться искушениям в еде ради умозрительных эстетических идей или соображений здоровья.

Желание наесться сладким настолько сильно, что не останавливают  даже видимые последствия употребления неподходящих продуктов (аллергии или боли в животе).

Но бывает и так, что даже маленькие дети, лет шести–семи, иногда могут сказать «нет» вредным продуктам, если им это внушили. Но обычно это поведение нестойко, держится недолгое время.

Иногда ребенок отказывается от ярко-зеленой конфеты в гостях в присутствии мамы, однако начинает есть все, что едят окружающие, например, в лагере или в школе. И даже эпизодические отказы от вредных продуктов не происходят автоматически, естественным образом.

Чтобы ребенок запомнил, что те или иные продукты есть нельзя, надо миллион раз повторить ему, что, например,  газировка – это почти яд для организма.

Но если вы угощаетесь вместе с ребёнком картошкой фри, приговаривая, что это вообще-то говоря вредная еда, то пользы от такой «пропаганды» мало.

Значительный опыт реальных ограничений необходим, причем желательно, чтобы эти ограничения были позитивно окрашены, не сопровождались скандалами. Ограничения необходимы, но они должны быть «умными».

Что мешает воспитывать у ребенка правильный вкус

Психологи уверяют, что формированию "умных" ограничений в еде мешает в первую очередь фанатизм. Жёсткие, фанатичные ограничения потенциально опасны, такая ситуация чревата взрывом. Не стоит особенно гордиться тем, что ваш ребёнок «никогда», «ни разу в жизни» не пил колу и не прикасался к сладостям.

Помните, что слишком жестко ограничивая ребенка, вы создаете чрезмерно узкие непроницаемые границы, которые ограждают его от того пищевого разгула, что царит вокруг.

Так что строгие запреты хороши только на первый взгляд. В результате слишком жестких ограничений ребенок не получает прививки, не знает того, чему ему предстоит в будущем сопротивляться самостоятельно.

И создаваемый вами мир со слишком жесткими границами, разрушается с течением жизни ребёнка, так как ребёнок выходит в широкий мир, и на него влияет множество людей. Зачастую жёсткие ограничения делают ребёнка как раз более падким на запретный плод, или беспомощным перед обилием разнообразных (часто искусственных) вкусов, которые есть в мире.

На вкус ребенка влияют плохие с ним отношения. Самые лучшие пищевые стратегии разобьются о конфликтные отношения с ребёнком. Дети перенимают убеждения родителей только на основе прочной эмоциональной привязанности.

Если же это привязанность носит конфликтный характер, ребёнок может в пику родителям формировать противоположные, а часто и абсурдные убеждения.

Мешают воспитывать у ребенка правильный вкус и сухие запреты. Если ваши запреты не объясняются вовсе, объясняются слишком общо, или слишком сложно, то ребёнку трудно проникнуть в глубинный смысл запрета. Если что-то нельзя просто потому что это "плохо "или "вредно", то взрослея человеку трудно создать реальные развитые внутренние опоры запретов.

Так что  без внятного объяснения с вашей стороны они так и останутся детскими. Слово "нельзя" будет жить внутри без осознанной интеграции в личность человека. Или перестанут работать вовсе, станут враждебными человеку рамками, которые злые «окружающие» пытаются ему выставить. И тогда человек во взрослом возрасте не способен контролировать свое пищевое поведение.

Бывает так, что иногда рамки работают, но воспринимаются, как давящие границы, чужие предписания, которые хочется смести и уничтожить. Чтобы гармонично принимать ограничения, они должны стать действительно своими, быть осознаны личностью как благо, а не как досадное давление обстоятельств или окружающих людей. А для этого требуется понимание внутренней сути запрета, его положительной роли в жизни и конечной выгоды.

Очень вредят воспитанию непостоянство и запреты только на словах. Это когда правая рука не ведает, что творит ваша левая рука, если ограничения в вашей семье существуют больше на словах.

Когда  вы закрываете глаза на то, что дети таскают «запрещенные» конфеты, могут подкинуть в тележку в супермаркете продукты, которые «у вас не едят».

Может быть и такая ситуация, когда вообще-то вы не едите вредных продуктов, но «по случаю» это можно, а случаев по пяти штук на неделе (то гости, то усталость, то взгрустнулось, то каникулы, то праздники, то начало, то конец четверти). И тогда, считайте, что ограничения – пустой звук.

Как правильно формировать "границы" детского питания

Ребенок должен знать, что все продукты можно попробовать. На большинство продуктов лучше не налагать абсолютных запретов (кроме случаев нарушения здоровья).

Надо признать, что эта стратегия правильная, но она же может сделать детей настойчивыми, они могут, разумеется, просить то, что им понравилось. Важно иметь собственную разработанную внутреннюю позицию в отношении еды, уверенность в себе (и желательно здоровые пищевые привычки), чтобы спокойно выставлять рамки ребенку, не воздвигая вокруг него непроницаемых границ.

Взрослым стоит отказаться от траты денег на то, что может нанести им вред. Ведь регулярные закупки того, что потом нельзя детям есть – весьма недальновидная стратегия. Она может маскировать непостоянство в запретах или запреты только на словах. Такие запреты никогда не будут соблюдаться без скандалов.

Еще один и также провальный вариант, когда вы пытаетесь привить ребенку те пищевые привычки, которые несвойственны вашей семье. И тогда у вас может быть абсолютно нежизнеспособная идея, что ребенок должен воздерживаться от того, что килограммами поедают остальные члены семьи.

Детям надо объяснять, что на больных деревьях не растут здоровые ветви. Прежде, чем пытаться сформировать здоровые пищевые привычки ребенку, проверьте собственные. Иначе война за здоровое питание закончится вполне прогнозируемым поражением. Нельзя же всерьез верить в то, что ребенок станет единственным в семье, кто будет питаться правильно?

В чем заключается «умный» запрет на вредную еду?

Как известно, «умный» запрет держится на простом основании – дома не должно быть того, что взрослые считают вредной едой!

Ребенок с определенного возраста должен понимать: чему он, на самом деле, сопротивляется, когда отказывается от сладкого.

Так что реклама продуктов, созданная по определенным законам, выкладка товаров, особый вид упаковки, цвета и даже запахи – все это невидимые тропинки, которые приводят нас к прилавкам с удивительно привлекательной и совершенно ненужной едой.

Надо иметь в виду, что вкусы современных продуктов тестируются высокоточными аппаратами, способными объективно зафиксировать получение удовольствия человеком, который употребляет еду. А лучшие дизайнеры и маркетологи мира трудятся над тем, чтобы вы протянули руку к продукту, пусть и вредному.

Словом ребенка надо приучить к тому, что врага надо знать в лицо и точно понимать, что вы сопротивляйтесь красиво упакованному удовольствию, которое в итоге приносит вред!

Подрастающему ребенку нужна информация о том, какие вредные вещества содержатся в тех или иных продуктах.

Найдите время и расскажите ребенку, что не все вкусное полезно и оно может быт даже вредно. В зависимости от возраста ребенка в доступной форме нужно рассказывать ему о вредных добавках и усилителях вкуса, с которыми все продукты кажутся вкуснее.

Но это хорошо, только если продукт полезен, а если усилители добавлены во "вредные" продукты, то это оказывает нам дурную услугу, заставляя потреблять их с большим удовольствием.

В итоге постарайтесь найти достойную замену вредным продуктам. Торжество гедонистического настроя современного общества невозможно отрицать. Мы не может быть свободными от общества, в котором живем.

Учтите простую истину: конечно, вы не научите своего ребёнка получать удовольствие за счет отказа и отречения от удовольствий в мире, где все служит комфорту и бесконечному поиску удовольствий.

Так что, отбросив лицемерие, ищите экологичные и полезные для здоровья способы получения гастрономических удовольствий. В конечном итоге, смузи из свежих фруктов отнюдь не хуже по вкусу, чем мороженое с искусственными добавками.

И, конечно, учитесь олимпийскому спокойствию. Ведь это главный принцип умных запретов. Вы должны быть железно уверены, что четвёртый жареный тост с джемом, фиолетовое мороженое, кола, кетчуп и картошка фри – это то, без чего можно обойтись.

Таким образом, вы принесете своему ребёнку только пользу, если скажете "нет "и позволите спокойно существовать недовольству ребёнка (а оно будет, так как вы являетесь препятствием его желанию).

Разумеется. принцип олимпийского спокойствия самый важный и самый сложный. Он подвергается атаке с многих сторон. Ребёнок может жутко рыдать, и вы можете думать: "Ну вот, что же я за чудовище, не даю глотка счастья собственному ребёнку".

Старайтесь убедить своё дитя в том, что счастье не в куске мороженого, и не в конфетке, как лекарстве от плохого настроения. Вы принесёте ребёнку больше пользы, обучая его отказываться от маленьких удовольствий ради больших целей.

Конечно, ребёнок может отказаться есть, требуя для своих трапез "вкусняшек " в виде сладостей, макарон и картошки с кетчупом. И вам может казаться, что не давая ему это все, вы скоро предстанете перед судом за недокорм ребёнка, потому что обычную нормальную еду он есть все равно не будет.

Но на самом деле все наоборот: он НЕ будет есть нормальную еду, если вы с перепугу, что он умрет от голода, будете давать ему все, что он требует. И чем дальше, тем меньше у вас будет шансов противостоять требованиям и отказать ребенку.

Одна девочка между основными приемами пищи девочка бесконтрольно пила сладкую воду и была первая в очереди за мороженым (а как иначе, ведь ребенок видит и ПРОСИТ!). На экскурсии родители брали с собой белый хлеб, так как «девочка же не съела ничего за завтраком!» (обедом, ужином), а кроме хлеба ей скормить было ничего нельзя. Чупа-чупс от укачивания, и конфетки за хорошее поведение венчали эту конструкцию. Мама и бабушка при этом упорно считали, что проблема в девочке, в том, что она такая «малоежка».

Описание этого случая походе на пародию, но это яркий и типичный жизненный пример!

Кормить ребёнка вредной и однообразно едой, на основании того, что «такой у него вкус», и «он это требует» — прямая дорога к проблемам и показатель родительской беспомощности в вопросах воспитания.

Какие проблемы обязательно возникнут при таком подходе? Прежде всего ваше стремление поскорее накормить ребенка скажется на его здоровье.  Как минимум нарушение пищевого поведения и лишний вес со всеми вытекающими последствиями.

Бессистемная еда сказывается еще и на характере. Потакая требованиям ребенка, вы формируете истеричный характер. К тому же все всё это сказывается и на отношениях с ребенком: чрезмерная податливость родителей заканчивается срывом в адрес ребенка и закручиванием гаек, либо усаживанием ребенка плотно на шею родителям.

При этом Вы все время волнуетесь. Как вы выглядите в глазах окружающих и своего ребёнка, в том числе, (он же тоже отчасти «окружающий»)? А вам хочется, чтобы ваши методы одобряли.

Выбор ребенка — ответственность родителей

Кто-то скажет: да ладно, все едят и живы. Бабушка укоризненно смотрит и вспоминает, что вот она своих детей конфетки не лишала, и вы сами ели, что хотели за столом.

А ребёнок без той самой пресловутой конфетки вообще начинает считать вас чудовищем и сетовать, что вы его не любите.

Можно твердо противостоять требованиям детей, усилиям маркетологов и давлению окружающих вас людей можно, только если вы уверены в своей линии и своей правоте. Иначе вас будет штормить туда-сюда, и вы не сможете устанавливать и удерживать разумные ограничения для своих детей.

Так что пресловутый принцип олимпийского спокойствия требует продуманности своей позиции, и способности выдерживать давление.

Надо стараться не забывать, что вкусовые качества вредных продуктов делают их привлекательными для детей и взрослых. Яркие вкусовые впечатления и удовольствие, которое человек получает, потребляя, например, сладкое, делают эту еду абсолютно привлекательной и желанной (а еду с простым естественным вкусом неинтересной).

И если взрослые могут противостоять искушению с помощью здравого смысла (хотя и не все этой возможностью пользуются), то для ребенка это почти нереальная задача.

Так что удержать ребенка от вредных привычек могут только родители. Не взрослые виноваты в том, что дети хотят есть вредные продукты. Но только у родителей есть реальная возможность противостоять нездоровым тенденциям и оградить детей от вредной еды.

Материалы по теме "Алименты. Дети"

Рекомендуем

Загрузка...