Пятибалльную систему оценки могут отменить. Какие еще нововведения готовят для школ в 2018-2019 гг?

9266
9 минут
Пятибалльную систему оценки могут отменить. Какие еще нововведения готовят для школ в 2018-2019 гг?

О том, что в России хотят отказаться от пятибалльной системы оценки знаний учащихся,  эксперты рассказали в ходе круглого стола, посвященного изменениям в образовательной сфере.

В педагогическом сообществе живо обсуждают возможность отказа от 5-балльной системы отметок в школах и переход на 12-балльную.


Эта новость потрясла тех, кто так или иначе связан с образованием: неужели придется попрощаться с привычными «пятерками» и «четверками», которые существуют аж с 1937 года?

В Рособрнадзоре уверяют, что пока переход на новую шкалу отметок в школе — это всего лишь тема для дискуссии.

Сейчас школа вправе самостоятельно выбирать способ выставления отметок учеников — и почти все используют традиционную 5-балльную шкалу. В тех школах, где все-таки применяют инновации, в аттестате результаты все равно переводят в привычные «пятерки» и «четверки». В настоящее время многие учителя не владеют техникой инновационного оценивания, их нужно этому обучать.

Как считает заместитель руководителя Рособрнадзора Антон Музаев, переход на другую систему позволит более объективно оценивать знания учащихся. Однако нововведения возможны только тогда, когда российские учителя научатся владеть современными методиками внутришкольного оценивания.

По мнению руководителя Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ Виктора Болотова, которого еще называют «отцом ЕГЭ», пятибалльная система в российских школах абсолютно неэффективна и неудобна.

Эксперт считает, что это «позавчерашняя» система, которая требует корректировок или замены. «Для изменений необходимо обязательное повышение квалификации учителей», - добавил эксперт.

В рамках обсуждения были отмечены явные противоречия в современной системе оценок. Так, в действительности в школе действует не пятибалльная, а четырехбалльная система, ведь мало какие учителя ставят «кол». Также широко используются минусы и плюсы.

Кстати, в этом году в одном из образовательных учреждений Красноярска были отменены оценки по пятибалльной шкале. По мнению учителей, которых поддержало руководство школы и родители, выставление оценок не может в полной мере мотивировать детей к эффективному обучению.

Вместо обычных оценок учителям предложили записывать в электронном журнале комментарии о достижениях, прогрессе и проблемах каждого ученика.

Одни учителя выступают против такого нововведения.  Во-первых, потому что уже привыкли к 5-балльной шкале, уже знают, что поставить ребенку, каким-то внутренним чувством. Это приходит с опытом. Многие молодые учителя часто завышают или занижают отметки. При переходе на 12-балльную придется переучиваться, изучать инструкции, наверняка потребуют новые отчеты о работе этой системы. А когда это делать? Во-вторых, дети привыкли уже получать традиционные отметки, и введение новой системы может просто сбить у них ориентиры. Родители тоже будут недовольны, так как не смогут понимать уровень знаний своих детей, ведь они когда-то учились тоже по пятибалльной шкале…

Однако другие преподаватели готовы принять нововведения на ура. Некоторые из них ссылаются на опыт Мадридского университета, где введена 100-балльная система отметок. Она позволяла гораздо точнее оценить уровень знаний учеников. Например, когда ставишь ребенку «пять с минусом» — это же не твердая «пятерка», а почти «четверка». Но школьник приходит домой и говорит, что у него высший балл, — хотя ему нужно еще немного подтянуться.

Если бы была 12-балльная система, ему бы поставили отметку, которая бы соответствовала его знаниям. А бывает и так: когда учитель видит слезы в глазах ребенка, он может ему поднять балл — например, поставить «четыре с минусом», что по факту является «тройкой». Поэтому дети, которые учатся по-разному, сейчас могут иметь один и тот же балл. Это неправильно. Учителя готовы к тому, чтобы перейти на 10- или 12-балльную систему, и сложностей при оценивании в этом случае у нас никаких не возникнет.

В некоторых лицеях уже работает по 100-балльнойя системе отметок. И считают, что это очень удобно. Когда начинали вводить в эту систему в одном из московских лицеев, в ней не было высшего балла. Ребенок мог набрать любое их количество — хоть 145. За каждое задание ему ставили определенные баллы: за сложное — больше, за простое — меньше.

Потом здесь поняли ошибку: высший балл должен быть, чтобы дети знали, к чему стремиться, и чтобы не было такого, что ребенку кажется, что он набрал много — допустим, 100, а его товарищ набрал 110, к примеру, и обошел его. Дети в школах очень честолюбивы, и всегда присутствует соревновательный момент.

По сложившемуся правилу 100 баллов здесь делят на «отлично» — это шкала от 83 до 100, «хорошо» — от 65 до 82, и «удовлетворительно» — ниже 62 баллов. Дети, набравшие баллы в течение семестра, могут не приходить на экзамен: отметку ставят автоматом, что экономит время как педагога, так и ребят.

В аттестатах у выпускников все равно будет указано «отлично» или «хорошо» по всем предметам. Однако, получая в течение учебногогода баллы, они могут вести свой рейтинг, внести его в свое портфолио и показывать при поступлении в вуз.

К сожалению, школьные учителя консервативны. Приживется такая инициатива или нет — сказать трудно. Главное, чтобы на педагогов в школах не навалили новую бумажную работу и не заставили отчитываться за каждый балл…

Как считает директор Центра социально-экономического развития школы, доцент ВШЭ Сергей Косарецкий, сейчас большое внимание уделяется внутришкольному оцениванию. В этом смысле 5-балльная система или 12-балльная — это формальный параметр, который нас не беспокоит. Оценка должна быть инструментом обратной связи.

С начала 2000-х годов получил свое развитие метод формирующего оценивания: учитель может в разной форме давать ребенку информацию о его знаниях — в устной, в письменной; ребенок сам может оценить себя для понимания того, насколько он продвигается в освоении того или иного навыка. Это является мотивирующим, поддерживающим и ориентирующим ребенка критерием. Такая оценка не должна травмировать за счет сопоставления с другими, то есть ребенок оценивается по отношению к своему движению.

Немного странно, что дискуссия фокусируется вокруг баллов, так как в связи с проектом цифровой школы говорится, что в будущем уже станут внедряться методы оценивания, основанные на искусственном интеллекте. Будут оцениваться и эмоциональное состояние ребенка, и его предыдущий опыт за счет накопленной информации.

Девять нововведений от Министерства просвещения РФ для детей и родителей

Минпросвещения во главе с Ольгой Васильевой подготовило для россиян масштабный национальный проект с говорящим названием «Образование», который изменит привычную жизнь преподавателей, школьников, студентов и их родителей. Реализовать его в правительстве планируют до 2024 года, а принять — уже в этом августе. Какие же изменения ждут систему образования в России в предстоящие шесть лет?

1. В школах введут новые образовательные программы и избавятся от третьей смены

Первый проект в рамках реализации нацпроекта «Образование» называется «Современная школа». Его основная цель — вывести Россию на одну из лидерских позиций (а точнее, в первую десятку стран) по качеству общего образования во всем мире.


Российские школы действительно обещают стать более современными — здесь обновят образовательные программы и приведут систему оценки качества к международным стандартам. Кроме того, в школах появятся уроки технологии на базе технопарков для детей «Кванториум» и, наконец, ликвидируют третью смену.

2. Школы будут цифровыми

Еще одна задача — реализация проекта «Цифровая образовательная среда». Он предполагает создание в школах страны полностью безопасной цифровой образовательной среды. Это значит, что все общеобразовательные учреждения обеспечат доступом в интернет, на уроках будут применяться технологии виртуальной и дополненной реальности, а всю отчетность переведут в электронный формат. Ранее ИА «В городе N» рассказывало, что в рамках данного проекта в школах также может появиться система распознавания лиц.

3. В школах будут ориентироваться на успех каждого ребенка

Известно, что реализация проекта «Успех каждого ребенка» должна привести к тому, что школа будет воспитывать «гармонично развитых и социально ответственных личностей». В частности, в школах разработают образовательные программы по индивидуальным планам, а Минпросвещения займется созданием новых оплотов допобразования. Также по всей стране будут строиться центры поддержки талантливых детей.

4. Вести уроки будут «учителя будущего»

«Учитель будущего» — именно так называется еще один федеральный нацпроект, который необходимо реализовать до 2024 года. По всей стране будет введена система аттестации школьных директоров и психологов, а для педагогов будет разработана система карьерного роста — кстати, с учетом индивидуальных достижений каждого работника образовательных организаций.

5. Техникумы и колледжи будут готовить «молодых профессионалов»

В планах министерства — проведение чемпионата мира по профмастерству WorldSkills в Казани и Европейский чемпионат по профессиональному мастерству в Санкт-Петербурге. Помимо этого, в России будет создана целая сеть центров опережающей профподготовки. По мнению чиновников, это должно помочь студентам колледжей и техникумов в подготовке к демонстрационным экзаменам, которые станут обязательными для половины учреждений профессионального образования уже в 2024 году.

6. Российские вузы смогут конкурировать с западными

В целях повышения конкурентоспособности российских вузов в профильных министерствах разработали специальный федеральный проект. Он предполагает, например, привлечение в высшие школы России большего количества иностранных студентов. Чиновники уверяют, что данный проект соотносится с другими, не менее важными — «Экспорт российского образования», «Вузы как центры пространства создания инноваций» и «Современная цифровая образовательная среда в РФ».

7. Родители тоже станут более современными

Чтобы реализовать проект «Современные родители», в правительстве предлагают разработать специальный сайт, где родители смогут получать консультации по вопросам образования и воспитания детей. К тому же в 2024 году во всех субъектах РФ откроются центры помощи родителям.

8. Взрослым будет проще заниматься самообразованием

Ответственность за успех проекта «Новые возможности для каждого» возложена на министерство науки и высшего образования. В соответствии с ним будет создана специальная платформа-навигатор и сервисы с образовательными курсами и программами. А еще ведомство планирует проводить мероприятия, которые должны будут мотивировать россиян к самообразованию. Какие именно мероприятия заставят взрослое население страны вернуться к учебе, пока неизвестно.

9. В России будет развиваться волонтерство

Через шесть лет по всей стране заработают центры поддержки добровольчества. Открываться такие центры будут на базе школ, колледжей, вузов, НКО и госучреждений. Также в планах у Росмолодежи (а именно она займется реализацией проекта «Социальная активность») разработка специальной платформы для поиска и обучения волонтеров/

Материалы по теме "Школьники и учеба"

Рекомендуем

Загрузка...