Эмоционально-смысловой подход ИКП РАО в коррекции аутизма стал применяться в российском дошкольном образовании

6476
5 минут
Эмоционально-смысловой подход ИКП РАО в коррекции аутизма стал применяться в российском дошкольном образовании

Двадцать лет прошло с момента выхода в свет книги Никольской О. С., Баенской Е.Р., Либлинг М.М. «Аутичный ребенок: пути помощи» ( http://www.autism.ru/read.asp?id=37&vol=0 ). Уже тогда сотрудники Института коррекционной педагогики РАО отстаивали собственное понимание детского аутизма как нарушения развития эмоциональной сферы, писали о стержневых целях, задачах и методах работы с аутичными детьми, разработанных на основе фундаментальных традиций отечественной специальной педагогики и психологии. Уже тогда широкая общественность узнала о результатах в развитии детей-аутистов, полученных с помощью методов эмоционально-смыслового подхода. Однако в то время в силу ряда причин опыт ИКП РАО не смог получить широкого распространения.

Во-первых, результаты казались настолько невероятными, что в печатное слово выдающихся ученых-практиков не все поверили, а в предъявлении других доказательств команда О.С. Никольской оказалась ограничена. Дети с аутизмом на тот момент считались «необучаемыми», их не принимали в детские сады и школы. Семьи аутичных детей, которым посчастливилось пройти курс многолетних коррекционных занятий в ИКП РАО, были не готовы рассказывать о своем опыте именно потому, что состояние их детей принципиально изменилось. Публичное признание в том, что у ребенка когда-то «была тяжелая форма аутизма», могло негативно отразиться на его будущем.

Во-вторых, хотя со временем видеоматериал, демонстрирующий разницу в психическом развитии детей, стал доступен для слушателей курсов ИКП РАО ( http://xn-----8kcmadfbxacgagmbj3bgaqdcguqaw3aba5a1i.xn--p1ai/obuchenie/ ), перед педагогами, испытавшими немалое удивление от увиденного, неизменно вставал вопрос – как все это можно ввести в собственную практику. Дело в том, что максимально высоких результатов методы позволяют достигать при ряде условий: индивидуальная работа, отработка впечатлений и событий из жизни ребенка (что требует присутствия на занятиях его близких), длительность одного занятия в среднем 1,5 – 2 часа. По объективным причинам воплотить необходимые условия в домашней родительской практике довольно легко, а в контексте широкой специализированной помощи – весьма затруднительно.

Основной сложностью являлась длительность проведения занятий. В государственных дошкольных образовательных организациях, где методы ИКП РАО могли оказаться как нельзя кстати, требования СанПИН ограничивают время занятий 15-30 минутами, в зависимости от возраста детей, что до недавнего времени казалось непреодолимым препятствием к применению данных методов коррекционной работы.

Тем не менее, многие годы педагоги не оставляли попыток ввести в дошкольное образование высокоэффективные методы коррекционной помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС). И, наконец, заветная мечта стала воплощаться в реальность.

Томск, декабрь 2014 года. Администрация МАДОУ №53 отправляет своего специалиста на курсы в ИКП РАО, а по возвращении «дает зеленый свет» на творческий поиск вариантов адаптации методов эмоционально-смыслового подхода к условиям ДОУ.

Через год в журнале «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» обнародован первый опыт МАДОУ №53. Психолог Н.С. Гращенкова рассказывает, каким образом игровая терапия РАС, разработанная сотрудниками ИКП РАО в рамках эмоционально-смыслового подхода, может применяться в коротких играх с малыми группами дошкольников в условиях детского сада.

Достигнутые результаты, новые интересы и ресурсы детей, которые стали обнаруживаться в их поведении, подталкивают педагога к поиску новых форм работы с воспитанниками с тем, чтобы задействовать неосвоенный потенциал эмоционально-смыслового подхода. В итоге в детском саду появляется специальная игровая программа для детей с РАС и другими нарушениями развития, посещающими ДОУ. Программа была представлена на первой международной научно-практической конференции «Игровая культура современного детства», проходившей в Москве в сентябре 2016 г. Опыт ДОУ получил положительную оценку авторов метода и вызвал живой интерес среди педагогов-практиков.

В декабре информация об уникальной игровой программе Н.С. Гращенковой была опубликована в журнале «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» (№ 8, 2016 г.), а чуть позже появилась на страницах Альманаха Института коррекционной педагогики (сетевое издание). В выпуске №28, посвященном 120-летию Л.С. Выготского, можно прочитать статью «Дошкольное образование: программа, основанная на методе игровой терапии» ( http://alldef.ru/ru/articles/almanac-28/preschool-education-a-program-based-on-the-method-of-play-therapy ). Статья снабжена не только описанием последовательных этапов, но и видеофрагментами вовлечения детей в совместно-разделенное переживание.

Фильм начинается с крошечных моментов взаимодействия с аутичными детьми, которые являются результатом целенаправленных усилий педагога на I этапе игровой программы. Далее следуют примеры специальной работы педагога по развитию ресурсов и навыков детей для вовлеченного, эмоционального взаимодействия со взрослым и сверстниками на II и III этапах программы. Финал фильма предоставляет фрагменты игровых занятий на IV этапе программы, где ответные реакции ребят на визуальный показ и устные инструкции педагога мало чем отличаются от реакций обычных сверстников. Это невероятно – дети с исходно сложными нарушениями в развитии оказываются способны к самостоятельной работе в малой группе, эмоционально вовлечены в совместные игры, проявляют инициативу в игре со взрослым и сверстниками, демонстрируют явную способность к обучению.

Вот что говорит педагог о результатах, достигнутых ДОУ к настоящему времени: «Фактически, игровая программа позволяет закладывать базу, на основе которой результаты командной работы всех специалистов детского сада проявляются ярче. У ребят развиваются нужные ресурсы для более эффективного общения и лучшего понимания происходящего, а потому они начинают легче усваивать материал АООП (адаптированной основной образовательной программы ДОУ). Но все-таки мы еще сильно проигрываем ИКП РАО в плане психического развития детей с РАС к моменту выпуска из сада. Из ИКП некоторые дети с изначально тяжелыми формами аутизма уходят в обычные школы – уровень их развития позволяет справляться общеобразовательными программами. Мы эту планку еще не взяли. Такого уровня взаимодействия с родителями, как в ИКП, нам пока достичь не удалось. А для детей со сложными нарушениями развития это крайне важно. С другой стороны, нам удается задействовать ресурсы, доступные именно детскому саду, где одновременно находятся сразу многие дети. Возможно поэтому сотрудники ИКП говорят, что мы опережаем их в плане вовлеченности ребят в социальные контакты. Это, безусловно, радует. Но все равно хочется дотянуться до уровня ИКП в общем психическом развитии наших детей. Поэтому еще над многим предстоит работать».

Обнародованные материалы дают основание полагать, что высокоэффективные методы, разработанные командой О.С. Никольской, могут с успехом применяться в дошкольных образовательных организациях. Опыт МАДОУ №53 города Томска доказывает, что применение эмоционально-смыслового подхода ИКП РАО в условиях массового дошкольного образования возможно, а результаты в развитии детей стоят того, чтобы за них бороться.

Ссылка для вставки видео: https://youtu.be/rdhUVYJ5SdA

Материалы по теме "Детские сады и их проблемы"

Рекомендуем

Загрузка...