Россия должна обогнать соседние страны, не имея перед ними никаких преимуществ: ни роста внутреннего спроса, ни интереса частных инвесторов, ни увеличения государственных вложений – да еще и в условиях санкционных запретов на иностранные инвестиции. Такую непростую задачу поставил перед правительством президент Владимир Путин. Разработка программы по "инфраструктурной ипотеке" должна будет увеличить ВВП страны. Что такое инфраструктурная ипотека и какие цели ставит программа.
Обсуждались экзотические способы поиска денег для инфраструктурного строительства: чтобы деньги были не из бюджета и одновременно – без нормальной рыночной доходности. Такие инвестиции «из ниоткуда» и должны стать мотором для России.
Как известно, в тучные докризисные годы экономика РФ росла благодаря потоку нефтедолларов, иностранному кредитованию, растущему внутреннему спросу и увеличению госвложений. Ни один из этих факторов сегодня не работает: нефтяные доходы расти не собираются, да и внутри страны власти выбрали политику бюджетно-кредитного высушивания. Внешних инвестиций почти нет.
Месяц май давно позади, но удовлетворительного плана ускорения экономики в Кремле, похоже, так и не увидели. Поэтому на совещании с ключевыми министрами Максимом Орешкиным и Денисом Мантуровым президент Владимир Путин вновь поинтересовался о главном: «Какие дополнительные меры необходимо принять… чтобы на рубеже 2020 года российская экономика вышла на темпы выше среднемировых»? И сам же назвал среди этих мер – «развитие инструментов государственно-частного партнерства для привлечения капитала в строительство и инфраструктуру, так называемая инфраструктурная ипотека», а также «развитие механизмов проектного финансирования» с возможностью создания ВЭБом «фабрики проектов».
Что такое инфраструктурная ипотека
Президент также дал поручение ускорить разработку программы «Инфраструктурная ипотека». В теории для ускорения роста ВВП в стране нужно наращивать инвестиции в инфраструктуру: транспорт, энергетику, связь. Обычно развитие инфраструктуры обеспечивает государство. Но в нынешнем бюджете чиновники этих средств не нашли и поэтому хотят привлечь частный капитал.
Однако сроки окупаемости инфраструктурных проектов, как правило, такие, что добровольно в эти проекты частный капитал не идет – доходность маленькая, а риски огромные. И вот тут-то и возникает умозрительная схема инфраструктурной ипотеки, когда все ее участники действуют не по рыночным правилам максимизации прибыли, а иначе.
При такой системе банк должен дать строителям не слишком дорогой кредит, строители должны построить инфраструктуру максимально дешево, а государство потом начнет выплачивать строителям деньги для возврата кредита из средств «выгодоприобретателей инфраструктуры», ограничившись минимальным повышением налогов и платежей. Схема для РФ является умозрительной, поскольку ни разу на практике она не применялась.
Министр финансов Антон Силуанов называет инфраструктурную ипотеку модификацией частно-государственного партнерства, когда будет привлекаться частный бизнес для строительства инфраструктуры при поддержке государства в виде гарантий и потом – оплаты этой инфраструктуры по мере ее использования.
Силуанов пояснил, что использовать этот механизм предлагается не только государству, но и естественным монополиям. Как считает министр финансов РФ, инфраструктурный объект фактически покупается в кредит, полученный от частных инвесторов, а пользователи объекта этот кредит постепенно погашают.
Возврат капиталовложений предлагается за счет регулярных платежей от основных выгодоприобретателей – то есть из бюджетов разных уровней или инфраструктурных монополий. При этом используется механизм госгарантий.
Как полагает руководитель аналитического центра «Деловой России» Анастасия Алехнович, в схеме инфраструктурной ипотеки очень важно соблюсти баланс интересов инвесторов и пользователей инфраструктуры, при котором повышение налогов или платежей не будет слишком обременительным. При этом она допускает, что в качестве ресурсов для банков потребуется организованная государством целевая кредитная эмиссия.
В Минэкономразвития РФ надеются, что к концу первого квартала следующего года программа инфраструктурной ипотеки будет написана и «с середины будущего года ее можно будет активно запускать.