Глобальное потепление грозит отменой авиарейсов

1997
4 минуты
Глобальное потепление грозит отменой авиарейсов

Ученые, предупреждают: глобальное потепление способно в будущем помешать взлету трети гражданских самолетов. Иначе придется сливать топливо или ссаживать пассажиров.

В ускорение глобального потепления свой вклад в немалой степени вносит и мировая авиация. Такая проблема неоднократно становилась темой научных исследований и расчетов.

Ученые установили, что на долю выбросов, совершаемых ежедневно самолетами, приходится порядка двух процентов мировых выбросов парниковых газов. Однако то, как воздействует глобальное потепление на саму индустрию авиационных перевозок, – тема, которая традиционно мало интересовала ученых.

И вот ученые под руководством Этана Коффеля из Колумбийского университета (США) решили установить, как повлияет в будущем нагрев воздуха на способность самолетов летать и взлетать с аэродромов.

Как температура воздуха воздействует на самолеты

Выяснилось, что прогнозируемый рост средней температуры в мировом масштабе может напрямую отразиться на «летучести» самолетов и стать причиной отмены до трети рейсов в самые жаркие дни. В противном случае – с самолетов придется сливать топливо, снимать багаж или пассажиров.

Об этом говорится в статье опубликованной  в междисциплинарном журнале Climatic Change. «Результаты нашего исследования показывают, что ограничения по весу могут оказаться неожиданными издержками для авиакомпаний и ударить по авиационным перевозкам во всем мире», – считает автор статьи Коффель.

Американский ученый объясняет, что все дело в воздухе, за счет которого самолет при взлете приобретает подъемную силу. Нагреваясь, воздух расширяется, и его плотность уменьшается.

В более разреженном воздухе крылья создают меньшую подъемную силу. Поэтому при определенном стечении обстоятельств, таких как длина взлетной полосы и модель самолета, могут возникнуть условия, при которых заполненные самолеты просто не смогут оторваться от полосы. Их придется попросту разгружать, а иначе – отказываться от полета.

Воздушное пространство и аномальные температуры

С 1980 года средняя температура воздуха на планете поднялась примерно на 1 градус Цельсия

По данным климатических наблюдений, начиная с 1980 года, средняя температура воздуха на планете поднялась примерно на 1 градус Цельсия.

Может показаться удивительным, однако повышение температуры воздуха действительно влияет на способность самолетов подниматься в воздух. За примерами ходить далеко не приходится. Так, в прошлом месяце в аэропорту Феникса (США, штат Аризона) было отменено более сорока рейсов авиакомпании American Airlines.

Главная причина  отмены авиарейсов – аномально высокая температура (48 градусов), установившаяся там.

При такой жаре большинство небольших региональных самолетов не могли вылететь из аэропорта.

По прогнозам климатологов, к 2100 году средняя температура атмосферы на Земле может подняться еще на 3 градуса. Однако это повышение — лишь часть ожидаемых проблем.

Чем опасны тепловые волны

Как не устают подчеркивать ученые, одним из проявлений глобального потепления станет учащение экстремальных проявлений погоды, в том числе – так называемых тепловых волн, пример которых можно было наблюдать в Москве летом 2010 года. Благодаря этому годовые максимальные дневные температуры в аэропортах мира к 2080 году могут вырасти на 4–8 градусов.

И эти тепловые волны могут стать самой главной проблемой для авиации. На эту проблему указывает соавтор исследования Рэдли Хортон. «Это обстоятельство указывает на неопределенные риски изменения климата для авиации, –  считает он. – По мере того, как мир становится более связанным и авиация развивается, могут возникать серьезные предпосылки для каскадных эффектов в экономике и других областях».

Отмены авиарейсов могут участиться в четыре раза

В 2015 году эти ученые провели небольшое исследование. В нем они спрогнозировали, что связанные с жарой отмены рейсов в будущем могут участиться в четыре раза в таких американских аэропортах, как Денвер, Феникс, нью-йоркский Ла-Гуардия и вашингтонский аэропорт имени Рональда Рейгана.

В новом исследовании ученые экстраполировали полученные выводы еще на 15 крупнейших аэропортов мира – в Европе, Ближнем Востоке, Китае и Азии.

Если глобальное потепление продолжится наблюдаемыми сейчас темпами, то на некоторых типах самолетов в самые жаркие дни взлетный вес придется снижать на 4 процента.

При оптимистическом сценарии, если странам мира удастся сократить выбросы парниковых газов, снижать взлетный вес придется лишь на полпроцента, говорят ученые. Однако в любом случае это приведет к огромным операционным издержкам.

К примеру, для современного самолета вместимостью 160 человек четырехпроцентное снижение веса эквивалентно снятию с рейса 12–13 человек. Не говоря о том, какие издержки повлекут за собой отмены и задержки рейсов, вызванные теми же причинами.

Как справиться с негативным воздействием потепления

Некоторым самолетам, менее «толерантным» к изменениям температуры воздуха, придется еще хуже, равно как определенным аэропортам с укороченными взлетно-посадочными полосами, расположенными в жарких странах или на большой высоте над морем.

К примеру, самолетам Boeing 737-800, взлетающим из аэропортов с короткой полосой, придется «облегчаться» каждый второй раз во время жарких дней, прогнозируют ученые.

И все же, по словам Хортона, справиться с негативным воздействием потепления климата можно. Для этого придется заняться конструированием более мощных и экономичных двигателей и более эффективной аэродинамики самолетов.

Материалы по теме "Отдых и путешествия"

Рекомендуем

Загрузка...