Граждане с доходами ниже прожиточного минимума могут быть объявлены ненуждающимися, если в их семьях имеется собственность

3841
7 минут
Граждане с доходами ниже прожиточного минимума могут быть объявлены ненуждающимися, если в их семьях имеется собственность

Граждане с доходами ниже прожиточного минимума могут быть объявлены богатыми и ненуждающимися, если в их семьях имеется сверхнормативная собственность.

Глава Счетной палаты Татьяна Голикова призывает отказаться от прожиточного минимума. Допрасходы бюджета на стратегические задачи Голикова оценила в 8 триллионов рублей за шесть лет.

Как заявила вчера на коллегии Минфина председатель Счетной палаты РФ Татьяна Голикова, адресная система социальной защиты должна базироваться не на показателе прожиточного минимума, а на показателе потребительского бюджета.

Как полагают чиновники, ликвидация прожиточного минимума поможет властям сэкономить за счет отказа от выплаты пенсий и пособий тем, чьи родственники имеют автомобиль или держат домашний скот – кроликов, кур или лошадей.

Выходит теперь граждане с доходами ниже прожиточного минимума могут быть объявлены богатыми и ненуждающимися, если в их семьях имеется сверхнормативная собственность.

В то же время глава Счетной палаты подчеркнула, что это очень непростой переход, и осуществить такой переход тоже очень сложно. «Но нам кажется, что переход к минимальному потребительскому бюджету – это все-таки залог победы над бедностью в нашей стране», – сказала она.

Заметим, что Татьяна Голикова – не первая, кто предлагает отказаться от такого устаревшего показателя, как прожиточный минимум. Дело в том, что это понятие, очевидно, не учитывает современных реалий по затратам граждан.

Прожиточный минимум еще называют бюджетом выживания, так как он исходит из возможности приобрести только самые необходимые объемы еды, предметов обихода и услуг.

Так, для определения его суммы прожиточного минимума (сейчас 10 328 руб.) учитывают средние цены из потребительской корзины. Но даже чиновники обращают внимание, что сегодня в списке затрат населения также находятся плата за Интернет, транспорт, услуги ЖКХ, образование и т.п.

О планах отказа от прожиточного минимума стало известно, когда в Комитете гражданских инициатив Алексея Кудрина обсуждались предложения Независимого института социальной политики (НИСП) по реформе социальных выплат.

Экономисты из команды Кудрина предложили лишать социальной помощи тех россиян, у которых есть загородный домик, козы или кролики. В число нуждающихся не попадут и те, чьи домочадцы владеют двумя и более легковыми или коммерческими автомобилями.

Кудрин подчеркивает, что если у родственников есть один автомобиль не старше двух лет, то меры соцподдержки можно исключить. Другой критерий исключения из числа нуждаемости – наличие маломерных судов и даже гидроциклов.

А вот для лишения выплат селян предлагаются другие критерии. Бедными нельзя будет назвать тех, у кого в хозяйстве 20 овец, или 6 свиней, или 1 лошадь, или 40 кроликов, или 50 кур, или 20 пчелиных семей. Коэффициенты эквивалентности по экзотичным видам домашнего скота вроде северных оленей, ослов и верблюдов экономисты предлагают устанавливать в органах соцзащиты населения субъектов РФ.

Заметим, что на сегодня около 14% населения официально признаются бедными, то есть их доходы меньше прожиточного минимума. В результате предвыборных инициатив принят закон, по которому с 1 мая 2018 года минимальный размер оплаты труда (МРОТ) будет повышен до уровня прожиточного минимума и составит 11 163 руб.

Повышение прожиточного минимума, как ожидается, повысит доходы более чем у 3 млн человек, но кардинально ситуацию не изменит, ведь общее количество неимущих составляет около 20 млн человек.

Как заявил Владимир Путин в Послании Федеральному собранию, Ккючевая задача руководства России на ближайшие шесть лет  – снижение уровня бедности в стране как минимум вдвое.

СМИ отмечают, что  вопрос о приближении минимальной зарплаты не просто к прожиточному минимуму, но к минимальному потребительскому бюджету ставят уже и профсоюзы, и политические партии.

Данные Федерации независимых профсоюзов РФ говорят, что минимальный потребительский бюджет в стране за четыре года вырос с 25 тыс. до 36 тыс. руб. на человека. Кроме того, ранее Татьяна Голикова призывала поднять в РФ пенсию до 25 тыс. руб. «В связи с этим можно было бы рассмотреть возможности по поэтапному повышению МРОТ до тех же 25 тыс. руб.», – сказал в интервью агентству Regnum депутат Госдумы Олег Смолин.

Напомним, что в начале марта в Госдуму был внесен законопроект, который предполагает изменение подхода к расчету потребительской корзины при определении уровня прожиточного минимума.

Инициаторы данной инициативы напомнили, что действующая система определения уровня прожиточного минимума в зависимости от стоимости потребительской корзины была введена еще в 1992 году в качестве временной меры для преодоления кризиса и может обеспечить только физиологическое выживание граждан.

«Правительству РФ и органам исполнительной власти субъектов РФ было рекомендовано разрабатывать минимальные потребительские бюджеты, удовлетворяющие основные материальные и духовные потребности, и использовать их при формировании перспективной социально-экономической политики.

Но за 20 лет минимальные потребительские бюджеты, которые бы превышали прожиточный минимум более чем в два раза, так и не были введены в практику»,  – такое заявление сделал для журналистов глава комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов.

Было предложено изменить формулы расчета потребительской корзины, на основе которой формируется уровень прожиточного минимума. Если сегодня в потребительской корзине непродовольственные товары, как и услуги, составляют 50% от стоимости продуктов питания, то авторы инициативы предлагают поднять их долю до 100%.

Исходя из таких расчетов, таким образом, продукты питания будут составлять не половину стоимости потребительской корзины, а треть, что соответствует мировой практике.

Как эксперты оценивают новую социальную реформу

Эксперты полагают, что предалагемые новшества создадут что-то среднее между изменением расчета и способом повышения благосостояния, потому что самых бедных мы поддержим и поднимем им доход, а для некоторых семей будет просто изменено правило учета, и те, кто был бедным, перестанут ими считаться.

Так, по мнению старшего научного сотрудника лаборатории исследований уровня жизни и социальной защиты Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Александра Бурдяка, чтобы понять, как сильно этот метод подействует на снижение бедности, надо видеть конкретные меры, надо моделировать эффекты и уже потом делать выводы.

В экспертной дискуссии по проблемам развития программ адресной поддержки нуждающихся часто смешивают определения «социальная политика», «социальная защита» и «адресная социальная помощь», и при использовании разных определений делают порой взаимоисключающие выводы об эффективности и результативности мер социальной поддержки.

В частности, когда речь идет о существенном (на 4,4% ВВП) росте за последние 10 лет совокупных государственных расходов на социальную политику в России, не следует забывать, что основной вклад в этот прирост вносят расходы на страховое пенсионное обеспечение, принципы которого противоположны адресным программам социальной поддержки. Кратко поясним, о каких мерах социальной поддержки идет речь.

Предоставляемая поддержка в денежной или натуральной форме должна обеспечить частичное или полное восполнение недостатка средств. При таком определении виды социальной помощи, предоставляемые отдельным категориям или социально-демографическим группам, не относятся к адресным программам поддержки нуждающихся, поскольку принадлежность к категории плохо характеризует дефицит средств на удовлетворение базовых потребностей.

Как складывалась российская система адресных мер социальной защиты бедных и нуждающихся

Российская система адресных мер социальной защиты бедных и нуждающихся начала складываться 20 лет назад. В середине 1990-х годов появились субсидия на оплату жилья и коммунальных услуг (ЖКУ), ежемесячное пособие на детей из бедных семей и различные меры адресной социальной помощи нуждающимся на региональном и муниципальном уровнях.

С 2010 г. все неработающие пенсионеры с индивидуальными доходами ниже величины прожиточного минимума (ПМ) получают доплату, повышающую уровень их материального обеспечения до границы абсолютной бедности. «Курс на адресность», заложенный в государственной программе РФ «Социальная поддержка граждан», получил дальнейшее развитие с 2013 г.

Было введено новое пособие, предоставляемое с учетом уровня доходов, — ежемесячная выплата на третьего (или последующего) ребенка до достижения им трехлетнего возраста. В январе 2015 г. вступил в силу Федеральный закон № 442-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», согласно которому услуги в сфере социального обслуживания предоставляются с учетом нуждаемости.

Наконец, с 2016 г. внесены изменения в ряд федеральных законов, нацеленные на расширение сферы применения критериев нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки в субъектах РФ.

Несмотря на прогресс в развитии адресных программ поддержки нуждающихся, они не стали приоритетной статьей расходов консолидированного бюджета РФ на нестраховые формы социальной поддержки граждан.

Материалы по теме "Социальная политика"

Рекомендуем

Загрузка...