Цены на бензин остановят. Наказание за недолив топлива ужесточат до 2 млн. рублей

2704
6 минут
Цены на бензин остановят. Наказание за недолив топлива ужесточат до 2 млн. рублей

Парламентарии внесли на рассмотрение в Госдуму законопроект, предполагающий введение госрегулирования цен на бензин и дизельное топливо. За недолив бензина будут введены большие штрафы.

Законопроект предлагает установить с 2019 г. предельную цену на топливо. По мнению авторов проекта закона, подобная мера позволит защитить потребителей от серьезных колебаний цен и резкого роста расходов на бензин.

Минпромторг России предложил ужесточить административную ответственность компаний, владеющих автозаправочными станциями (АЗС), за недолив топлива на заправках. Об этом журналистам сообщил глава министерства Денис Мантуров. Чиновник сообщил, что решено установить за такие действия работников АЗС административный штраф в размере 1% от выручки автозаправки за предыдущий год. 

Сейчас подготовлен законопроект об ужесточении административной ответственности и за такие нарушения. 

Если его примут, штраф за недолив топлива составит 1% от выручки АЗС за предыдущий год, но не менее 500 тысяч рублей. 

А за повторное нарушение — уже 3%, но не менее двух миллионов рублей. Такие меры по мнению чиновников, необходимы для борьбы с проблемой массового недолива бензина на автозаправочных станциях. Такая волна накрыла всю территорию России в последнее время, на фоне подорожавшего топлива.

Какие факторы повлияли на рост цен

В пояснительной записке к законопроекту говорится: «Причины роста цен на горюче-смазочные материалы на внутреннем рынке России носят преимущественно не рыночный характер, а связаны с реализацией налогового маневра, предусматривающего одновременное повышение налога на добычу полезных ископаемых и снижение экспортных пошлин на нефть».

Собственно, эта мера и привела к тому, что экспортный рынок стал премиальным относительно внутреннего рынка и внутренние цены на нефтепродукты выросли»

Резкий рост цены на нефтепродукты наблюдался в России весной и в начале лета этого года.

По данным статистики, средняя розничная цена бензина в регионах увеличилась с 40 руб. (середина апреля) до 43 руб. за литр (начало июня).

Чтобы сбить цену на топливо, правительство РФ предприняло несколько мер для стабилизации ситуации на рынке. В частности, с 1 июня государство снизило акцизы на бензин (на 3000 руб. за тонну) и дизельное топливо (на 2000 руб. за тонну).

Кроме того, правительство РФ отказалось от намеченного на июль повышения акцизов на 700 руб.

Аналитики отмечают: растет или падает цена на нефть, бензин на российских АЗС дорожает всегда. Но в апреле топливо в рознице подорожало так, что правительство чуть ли не впервые решило снизить ставки акцизов на топливо, чтобы не развернуть цены вспять – это, похоже, нереально, – но хотя бы затормозить рост.

Едва ли к этому решению их подтолкнуло обычное желание сдерживать инфляцию, которую могут разгонять цены на топливо, – сейчас ЦБ не видит вклада дорогого бензина и ДТ в инфляцию.

Налоговый маневр  хотят отменить

Сдерживать цены на топливо заставляет то, что в разгаре сельскохозяйственный сезон. Да, цены на топливо растут всегда, при дорогой и дешевой нефти, при сильном и слабом рубле – это тоже своего рода стабильность. Их толкают вверх ориентация нефтянки на экспорт, регулярное повышение правительством акцизов, сезонные факторы и колебания мировых цен.

Но до сих пор в течение многих лет топливо не так стремительно по уровню потребительской инфляции. По данным Росстата, с начала года по конец мая бензин в рознице в среднем по стране подорожал на 7,3%, дизель – на 7,9%, в Москве же – еще больше: Аи-92 – на 8,6%, Аи-95 – на 8,2%, ДТ – на 8,6%, итого в конце мая в столице литр 95-го стоил кое-где почти 48 руб., а 92-го – почти 46.

Одной из главных причин роста цен на бензин называют отсутствие госрегулирования цен на нефтепродукты, но, как указывает ФАС, именно устанавливаемые правительством акцизы и налоги составляют до 65% цены топлива.

На сегодня оптовая цена топлива выше розничной, в ряде регионов розница вообще убыточна. Но если вертикально-интегрированные компании (на их долю приходится меньшая часть АЗС, но большая – продаваемого топлива) могут позволить себе такой перекос за счет внутреннего перераспределения убытков, то независимые заправки – нет.

Частниками, как и автовладельцам, снижение акциза принесет облегчение, но скорее символическое: аналитики сходятся в том, что подешеветь топливо все равно не сможет.

Помнится, два года назад замминистра энергетики Кирилл Молодцов обещал, что в 2018 г. наступит стабильный профицит бензина на рынке и топливо начнет дешеветь. Но у нефтяных компаний всегда есть альтернатива – продавать за рубеж (экспортная цена, как правило, выше).

Есть белорусский бензин, который может покрывать российский спрос. Но, например, в этом году российский рынок был неинтересен белорусским производителям. Поэтому вряд ли на российских заправках бензин когда-нибудь начнет дешеветь. Но и резких скачков не будет.

За ценами следит ФАС, задача которой – сдерживать рост в пределах инфляции. Так и было в последние годы. Правда, в этом году прогнозная годовая инфляция – 4%, а бензин на заправках уже подорожал на 3,6%. Но руководитель ФАС Игорь Артемьев в начале июня обещал, что рост цен на бензин в ближайшие годы не превысит инфляцию.

За недолив бензина можно расстаться с миллионами

Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров заявил о подготовке законопроекта, который ужесточит административную ответственность за недолив топлива на АЗС.

Мантуров напомнил, что с 29 января 2018 года в России действуют закон об оборотных штрафах и за пять месяцев его действия за нарушение физико-химических характеристик топлива были оштрафованы 50 АЗС на общую сумму 28,5 млн рублей.

 Также Мантуров сообщил, что только по данным Центра финансовой ответственности (ЦФО), исходя от общего количества претензий к заправкам, процент жалоб на недолив топлива существенно вырос.

Так, по словам министра, жалобы на недолив составили в 2016 году 21,6%, а в 2017-м — уже 46,2%. Сейчас подготовлен законопроект об ужесточении административной ответственности и за такие нарушения.

В том случае, если законопроект примут, то штраф за недолив топлива составит 1% от выручки АЗС за предыдущий год, но не менее 500 тысяч рублей. А за повторное нарушение — уже 3%, но не менее 2 млн рублей.

Напомним, что соответствующее предложение наказывать автозаправочные станции за недолив бензина оборотными штрафами в правительство направил руководитель Росстандарта Алексей Абрамов.

Согласно инициативе, оборотные штрафы за низкое качество бензина должны распространиться и на те АЗС, которые не доливают топливо.

Ранее Федерация автовладельцев России (ФАР) по методике «тайного покупателя» провела исследование, результаты которого вызвали широкий резонанс. Оказалось, что на российских АЗС массово обманывают потребителей, не доливая топливо. В ходе исследования недолив топлива был зафиксирован на 76% АЗС.

Как отмечали в ФАР, используя недолив, недобросовестные участники рынка, фактически продают топливо, которое не соответствует требованиям ТР ТС, и по более высокой цене.

Однако с результатами мониторинга категорически не согласился Независимый топливный союз (НТС). В свою очередь представители союза заявили, что они не отрицают существования проблемы недолива, однако считают, что она не такая распространенная, как пытаются показать представители ФАР.

Материалы по теме ""

Рекомендуем

Загрузка...