Программа «Глобальное образование для россиян» предусматривает обучение россиян за рубежом за казенный счет. Споры, обсуждения


12 Декабря 2011
Просмотров: 1528

Активно обсуждающаяся сейчас в правительстве программа «Глобальное  образование для россиян», предусматривающая обучение за рубежом за  казенный счет десятков тысяч наших соотечественников, вызвала новую  волну споров о целесообразности «импорта» дипломов

Программа «Глобальное образование для россиян» предусматривает обучение россиян за рубежом за казенный счет. Споры, обсуждения
Активно обсуждающаяся сейчас в правительстве программа «Глобальное образование для россиян», предусматривающая обучение за рубежом за казенный счет десятков тысяч наших соотечественников, вызвала новую волну споров о целесообразности «импорта» дипломов. У представителей бизнеса, чиновников и вузовских профессоров нет единого мнения о том, создает ли диплом западного вуза «добавочную стоимость» как для получившего его человека, так и для всей российской экономики. Уже второй год чиновники Минэкономразвития и Минобрнауки не могут вынести совместное решение по масштабному проекту обучения российской молодежи в лучших зарубежных вузах. Программа была несколько раз переписана, но все еще вызывает в обществе спор о том, насколько страна нуждается в массовой подготовке специалистов на Западе. Авторами идеи изначально выступил так называемый Гарвардский клуб, объединивший россиян — выпускников одноименного университета. В 2010 году на экономическом форуме в Санкт-Петербурге проект был представлен президенту Дмитрию Медведеву и получил одобрительную оценку. Затем положительную резолюцию поставил помощник президента Аркадий Дворкович и чиновники Минэкономразвития. Однако их коллеги — чиновники от образования — свою визу пока так и не поставили. Уже летом 2011 года застопорившийся было проект стали продвигать сотрудники Агентства стратегических инициатив (АСИ). Напомним, что эту организацию весной создали при поддержке премьера Владимира Путина. Под крылом АСИ проект претерпел значительные изменения. Изначально обучение молодежи в мировых университетах первого порядка предполагалось проводить за счет кредита в иностранных же банках под гарантии государства. Затем с подачи АСИ концепция изменилась: обучение за счет кредитных средств было признано экономически нецелесообразным. Как заявил в интервью «МН» один из руководителей АСИ Дмитрий Песков, подготовку за рубежом 100 тыс. человек предлагается финансировать из госбюджета. Сам проект рассчитан до 2022 года, на его реализацию предлагается выделить из бюджета 5 млрд долларов. В середине ноября новую концепцию Песков обсудил с министром образования и науки Андреем Фурсенко. Последний отправил проект на доработку, сославшись на то, что идея еще сырая, не учтены важные детали. 1 декабря Дмитрий Песков и другие идеологи программы «Глобальное образование для россиян» представили ее проект министру экономического развития Эльвире Набиуллиной. Та концептуально одобрила проект, однако попросила за месяц доработать его окончательно, чтобы можно было бы вносить его официально на согласование в другие министерства. Однако пока не известно, какое именно ведомство будет отвечать за его реализацию, сообщил «МН» советник главы Минэкономразвития Игорь Федюкин. Однако он заявил, что в министерстве очень надеются, что уже в 2012 году первые 500 человек смогут принять участие в программе. (вдвое больше, чем было заявлено изначально). Впрочем, многие эксперты до сих пор ставят под сомнение саму идею таких масштабных программ обучения за госсчет, которые тем более подаются практически как нацпроект. К примеру, ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов заявил «МН», что не понимает, «почему деньги налогоплательщиков должны тратиться на обучение в магистратуре, если молодежь и по своей воле активно уезжает получать степень в лучших зарубежных вузах». Игорь Федюкин уточняет, что обучение будет вестись либо за счет займа в госфонде, либо за счет кредита, и уверен, что будет «четкая юридическая форма договора о работе участника программы в России». Федюкин также считает, что количество россиян, получивших ученую степень в западных университетах, не так велико. «Точной статистики нет, но по самым свежим данным в 2009 году степень PhD в США получили 154 россиянина, из них больше ста человек — по физике, математике и химии», — заявил «МН» Игорь Федюкин. Нет однозначного мнения и на счет целесообразности получения диплома европейского или американского вуза. Нужен ли он вообще, особенно если это диплом вуза средней значимости, который по всем или почти всем факторам не выделяется на фоне ведущих университетов России. Однако стране нужны люди и с западным образованием, и с другим опытом науки и бизнеса, считает ректор Московского физико-технического института (МФТИ) Николай Кудрявцев. «Физтеховцы на старших курсах активно едут в зарубежные вузы и лаборатории, на совместные программы, я считаю, что это идет на пользу и точно не мешает нашим ведущим университетам», — заявил «МН» Кудрявцев. По мнению ректора МФТИ, основная задача государства — «сделать так, чтобы молодежь возвращалась и свои новые навыки привозила обратно». У проекта «Глобальное образование» есть альтернатива, считает Ярослав Кузьминов. Российские вузы могли бы рекрутировать специалистов на международном рынке труда, как иностранцев, так и наших соотечественников. «Идею такой академической мобильности поддерживает и Минобрнауки», — отмечает ректор ВШЭ. Министр Андрей Фурсенко действительно продвигает сейчас федеральную программу поддержки ведущих вузов. «Эта программа должна сопровождаться привлечением в Россию ведущих профессоров. Они должны приезжать сюда в наши лучшие университеты, обучать студентов здесь. И как минимум должны быть созданы равные условия как для наиболее успешных выпускников гарвардской программы, так и наших университетов», — говорит министр. По его мнению, несмотря на сложные отношения наших вузов с международными рейтингами, «целый ряд специальностей, в которых заинтересовано государство, преподается вполне пристойно». «Дело не в том, что мы должны отказываться от гарвардской программы, но мы не должны реализовывать ее в противовес нашим вузам», — подчеркивает Фурсенко. Также в министерстве считают, что планировать столь масштабную и дорогостоящую программу не разумно без пробного обучения небольшого количества студентов. Дмитрий Песков из АСИ по-своему видит смысл обучения граждан в ведущих вузах. По его мнению, описываемая программа обеспечит «не просто возвращение, но и интеграцию таких специалистов в российские компании и организации». «Задача программы — формирование сети партнерских соглашений с крупными работодателями о последующем привлечении на работу таких специалистов, в том числе на условиях софинансирования их обучения за рубежом», — заявил Песков. Он называет в качестве первых партнеров Сбербанк и некий пул биотехнологических компаний. «Программа, с одной стороны, дает молодым россиянам шанс получить образование в ведущих вузах мира, с другой — создает механизмы их последующего возвращения на работу в Россию. Две эти задачи неразрывно связаны. С участником программы будет заключаться соглашение, предполагающее, что после получения диплома он должен или отработать несколько лет в России, или вернуть государству потраченные на его обучение за рубежом деньги», — уверен Песков. По схожей схеме функционируют аналогичные программы в развивающихся странах вроде Китая. Среди стран СНГ Казахстан, к примеру, по программе «Болашак» обучил за границей несколько десятков тысяч человек. По мнению Пескова, успешный опыт уже действующей в России татарстанской программы «Алгарыш»: в республику вернулось более 90% участников программы.

Обещания в степени

Программа «Глобальное образование для россиян» нацелена на обучение по программам магистратуры и аспирантуры, то есть на тех, кто уже получил базовое образование в России. Число вузов, где могут проходить обучение участники программы, ограничено 100–200 университетами, занимающими ведущие позиции в международных рейтингах. Проектом предусмотрены только такие программы обучения, которые предусматривают прохождение участником полноценного контроля на выходе: успешную сдачу итоговых экзаменов, защиту диссертационной работы и получение предусмотренной программой степени. Программа будет поддерживать обучение по широкому, но вполне четкому спектру направлений и дисциплин, который будет сформирован по результатам форсайта АсИ. Уже известно, что среди приоритетных специальностей значатся инженерия, высокотехнологичные области медицины, 4D-моделирование, бизнес-консультирование, а также навыки управления.
Источник: http://mn.ru
Теги:
Короткая ссылка на новость: http://informatio.ru/~mJcKp

Другие новости раздела

RSS
Что дадут курсы геодезии
23.11.2016 / Высшее образование
Курсы геодезии - особенности и преимущества. Во многих областях необходимы специалисты по геодезическим работам. Однако найти такого специалиста бывает непросто, да и стоимость услуг такого человека часто бывает завышенной.
"Вузов-троечников" по результатам приемной компании-2016 стало меньше
09.09.2016 / Высшее образование
В четверг, 8 сентября "Социальным навигатор" МИА "Россия сегодня" и Национальный исследовательский университет представили данные мониторинга качества бюджетного приема в вузы в 2016 году
Голодец: стипендии в 2016-2017 году повышать не будут
31.08.2016 / Высшее образование
По словам Ольги Голодец, стипендии в этом году индексировать не будут. «Такой вопрос не рассматривается, мы идем в рамках нашего бюджета и бюджетного процесса»
Дипломные работы централизованно проверят на плагиат
04.08.2016 / Высшее образование
В 2017 году в интернет будут выкладывать дипломные работы студентов
Студенческие стипендии значительно вырастут к 2019 году
03.08.2016 / Высшее образование
Индексация студенческих стипендий в 2017-2019 гг. приведет к значительному увеличению стипендиального фонда в сравнении с 2016 годом