Занятость инвалидов в 2019 году: что положено по новому закону

3880
3 минуты
Занятость инвалидов в 2019 году: что положено по новому закону

Вступивший в силу с 1 января 2019 года новый закон позволит государству более эффективно содействовать занятости инвалидов.

Как считает сопредседатель регионального штаба ОНФ в Московской области, научный руководитель Национального центра проблем инвалидности Александр Лысенко, государство сделало важный шаг вперед, предложив новую государственную услугу – сопровождение при содействии занятости инвалидов, считает эксперт тематической площадки ОНФ «Демография».

Также эксперт напомнил, что с 1 января 2019 г. вступает в силу Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. №476-ФЗ (далее – Закон), которым, как было сказано ранее, установлена новая государственная услуга – сопровождение при содействии занятости инвалидов, а также определен механизм ее реализации.

Надо иметь  в виду, что под сопровождением при содействии занятости в Законе понимается оказание индивидуальной помощи незанятому инвалиду при его трудоустройстве, создание условий для осуществления им трудовой деятельности и ускорения его профессиональной адаптации на рабочем месте. Сюда же относится и формирование пути его передвижения до места работы и обратно и по территории работодателя.

«Чтобы закон имел не декларативный характер, авторы предусмотрели конкретные механизмы его реализации. Органы власти формируют соответствующие региональные программы содействия занятости инвалидов, информируют работодателей по вопросам сопровождения при содействии занятости, взаимодействуют с учреждениями медико-социальной экспертизы (МСЭ), организуют профессиональную ориентацию инвалидов. На предприятиях, использующих труд инвалидов, предусмотрена работа наставников, которые содействуют инвалидам в освоении трудовых обязанностей, содействуют созданию условий доступности рабочего места для работника-инвалида», – разъясняет суть закона Александр Лысенко.

Очень важно, что Законом предусмотрен мониторинг закрепляемости инвалидов на рабочих местах. Данное положение позволит избежать трудоустройства инвалидов «для галочки» и псевдоотчетности.

Кроме того, Закон устанавливает обязанности службы занятости в сфере содействия занятости инвалидов, а именно – консультации работодателей и формирование предложений для работодателей; консультации инвалидов, осуществляющих поиск работы; организует взаимодействие незанятого инвалида с работодателем и т.д.

Эксперт полагает, что вступление Закона в силу с 1 января 2019 года очень актуально и своевременно. Ведь сегодня стабильную работу (не менее четырех месяцев в году) имеют 28% инвалидов трудоспособного возраста.

Так, по данным Минтруда России, органами службы занятости за январь – сентябрь 2018 года было трудоустроено 62,75 тысяч человек, что на 1,8 тысячи человек, или на 2,9%, больше, чем за соответствующий период 2017 года.

Однако, если сравнить эти данные с потребностью в трудоустройстве, которая составляет не менее полумиллиона человек, то такими темпами мы не обеспечим запланированного 50-процентного уровня занятости к 2025 году.

Что же необходимо сделать для ускорения темпов трудоустройства и обеспечения стабильной занятости инвалидов? В 2017 году правительством России утвержден план мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов на 2017–2020 годы. Но, по мнению Александра Лысенко, мероприятия плана недостаточно эффективны, и план в целом нуждается в уточнении и доработке.

Кроме того,  внедрение положений Закона потребует серьезных мер по повышению квалификации специалистов учреждений службы занятости, которые работают с инвалидами. Сделать это быстро вряд ли удастся.

И, наконец, последнее. Для консолидации усилий органов занятости, учреждений медико-социальной экспертизы, волонтерских организаций и работодателей потребуется большая организационная работа, которая займет минимум два-три года.

Необходимо будет также преобразовать механизм квотирования рабочих мест для инвалидов, сегодня как показывает статистика, он малоэффективен. Следует довести до результата идею «окрашивания» административных штрафов за нарушения требований квотирования рабочих мест для инвалидов.

Создание новых рабочих мест для инвалидов, в том числе высокотехнологичных, должно осуществляться работодателями при поддержке государства, а это требует денег. 

В 2019 году мониторинг и иные формы контроля со стороны активистов и экспертов ОНФ за реализацией мер по содействию трудоустройству и занятости инвалидов трудоспособного возраста будут осуществляться повсеместно.

«Главы регионов должны понимать, что трудоустройство и занятость инвалидов относятся к их полномочиям, поэтому придется нести персональную ответственность за недостижение плановых показателей», –  подытожил Александр Лысенко.

Материалы по теме "Законодательство"

Рекомендуем

Загрузка...