Аренду автомобилей отрегулируют законом

4541
6 минут
Аренду автомобилей отрегулируют законом

Идентификация арендаторов, штрафы для каршеринговых компаний и создание чёрного списка клиентов - вот неполный список предложений, которые депутаты Госдумы намерены оформить в виде поправок в законодательство.

Как известно, система поминутной аренды автомобилей, так называемый каршеринг, набирает всё большую популярность в мегаполисах. Одновременно растут и проблемы, связанные с этим инновационным бизнесом.

Бывает так, что арендованные машины попадают в аварии, в том числе со смертельным исходом. Нередки и случаи, когда недобросовестные клиенты разбирают авто на запчасти.

По мнению заместителя председателя думского Комитета по контролю и Регламенту Михаила Романова, во многом это происходит от того, что каршеринговые компании предоставляют свой транспорт абы кому, не слишком заботясь о проверке личности арендатора.

Как будет проводиться идентификация личности при каршеринге

Как разъяснил Романов, сейчас аренда транспортного средства чаще всего осуществляется через Интернет или мобильное приложение.

По сложившемуся правилу, водительские права и паспорт подгружаются в электронном виде, и никто не заботится о том, чтобы проверить их достоверность. Не исключено, что водителям могут подсунуть вообще фейковую документацию.

Депутат Михаил Романов считает, что эту плоскость экономических отношений давно пора отрегулировать. В частности, необходимо обязать каршеринговые компании проверять данные арендатора либо при его личном визите в офис предприятия (как это практикуется в традиционных сервисах аренды автомобилей), либо посредством его идентификации через сайт «Госуслуги».

«Здесь надо действовать по принципу максимального ужесточения, - полагает законодатель. - Методика сдачи в аренду автомобилей должна быть более формальной и чёткой: как минимум однократно человек должен явиться в офис с оригиналами паспорта и водительских прав, чтобы его физически увидел сотрудник компании, которая сдаёт машину в аренду, и чтобы он мог провести его идентификацию. Как вариант - можно рассмотреть вопрос об идентификации пользователей через портал «Госуслуги».

Поводом для принятия таких решений может послужить резонансное ДТП, которое произошло в канун 2019 года в Санкт-Петербурге. Под колёсами арендованного в каршеринговой компании автомобиля погиб 18-летний Никита Сапежко.

А виновником оказался другой молодой человек, по предварительным данным находившийся в состоянии опьянения. Как и следовало ожидать, договор аренды в том случае заключался дистанционно - посредством электронного приложения в iPhone.

Этот инцидент вызвал большой резонанс среди петербуржцев, которые стали массово обращаться к депутату Романову, и он взял этот вопрос на контроль.

На этом печальном примере депутаты хотели бы в целом разобраться в законодательстве, действующем в части оказания услуг по каршерингу, поскольку очевидно, что сейчас у нас есть явные пробелы.

Депутат от Санкт-Петербурга направил запросы в адрес руководителей правоохранительных органов - МВД, Следственного комитета и Генеральной прокуратуры - с предложением взять на личный контроль расследование гибели юноши, а заодно провести тотальную проверку технического состояния машин каршеринга и поделиться статистикой правонарушений в этой области.

Депутат запросил статистику в целом о том, какие происходят нарушения, каковы их характер и мотивы, и попросил поделиться оценкой - как правоохранительные органы видят необходимость ужесточения ответственности в этой сфере. Проанализировав полученные данные можно будет подготовить соответствующие поправки в законодательство.

Для безответственных водителей штрафы возрастут

Для регулирования деятельности каршеринга потребуются поправки сразу в несколько законодательных актов, в частности - в Гражданский кодекс, в Правила дорожного движения, а также в Кодекс об административных правонарушениях.

Причём административную ответственность в виде штрафов за недобросовестное использование арендованных машин (например, за передачу транспорта третьему лицу) должны нести как арендаторы, так и арендодатели.

Как сказал депутат, штрафы должны быть внушительными - десятки тысяч рублей для физических лиц и сотни тысяч - для организаций исходя из критерия нанесённого ущерба.

Однако, разумеется, говорить о конкретных цифрах можно будет не раньше, чем в парламент поступит статистическая информация от правоохранительных ведомств, а тема каршеринга станет предметом широкого обсуждения.

И, понятно, только получив полную картину и проведя общее межведомственное совещание с участием представителей ГИБДД, Минюста, Генеральной прокуратуры и Верховного суда, можно будет двигаться в этом направлении.

В то же время, как считает  председатель межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора», первый замглавы Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков, отдельными поправками зарегулировать эту прогрессивную отрасль нельзя - потребуется рамочный закон.

Как известно, понятия каршеринга в законодательстве не существует. Так же, как в отношении транспортных перевозок отсутствует слово «агрегатор». Соответственно, необходимо не вносить какие-то требования к отдельным участникам этих общественно-экономических отношений, а нужен комплексный закон, регулирующий эту сферу деятельности.

«Можно о чём угодно говорить - о любых требованиях: к транспортному средству, к водителям, к отношениям между пользователями и компанией, которая занимается этим видом деятельности. Но это новая сфера отношений, и я думаю, что для неё потребуется отдельный закон», – заявил инициатор законопроекта.

Первым делом надо принять долгожданный и многострадальный закон о такси. Хотя бы потому, что он коснётся двух-трёх миллионов таксистов, а не нескольких тысяч пользователей каршеринга, которые на этом фоне - что капля в море.

Требования к аренде автомобилей ужесточат

До тех пор, пока мы не сможем разобраться с нашими таксомоторными перевозками, никаким каршерингом никто заниматься не будет - так же как и беспилотными транспортными средствами. Такое мнение высказывают авторы законопроекта.

Надо учесть, что у нас за последние годы появились новые реалии: возникли агрегаторы - иностранные фирмы, которые работают не в интересах российского бюджета и зачастую вопреки налоговому законодательству. И надо в первую очередь разобраться с ними: запретить им работать, если у них нет юридического представительства в нашей стране, обязать встать на налоговый учёт и передавать права перевозки исключительно лицам, имеющим соответствующую лицензию.

Из этого следует, что помимо законодательного регулирования каршеринга, необходимо усилить и саморегулирование в этой области. Депутат полагает, что компаниям, работающим на этом рынке, стоит более тесно сотрудничать - как минимум в плане создания перечня недобросовестных клиентов.

Участники рынка, которых власть будет активно призывать к диалогу, могли бы между собой договориться, чтобы граждане, которые противоправно использовали автомобиль, больше не могли взять в аренду машину по такой схеме.

Предотвратить нарушения мог бы чёрный список клиентов, нарушивших ПДД с тяжкими последствиями или укравших из автомобиля запчасти.

В то же время следует установить особый контроль над техническим состоянием сдаваемых в аренду автомобилей и обратить на них чрезвычайное внимание дорожной полиции.

В то же время стоило бы использовать Федеральный закон о саморегулировании. Ведь  саморегулирование - это сфера отношений, когда общественные организации или ассоциации берут на себя часть государственных функций и несут коллективную ответственность, в том числе страховую, финансовую, за каждого из входящих в эту ассоциацию.

Материалы по теме "Законодательство"

Рекомендуем

Загрузка...