Cистема по Шарлотте Мейсон: главные принципы воспитания и обучения ребенка

577
11 минут
Cистема по Шарлотте Мейсон: главные принципы воспитания и обучения ребенка

Если вы решились на семейное образование и глубоко изучили вопрос, то мимо имени Шарлотты Мейсон вам вряд ли удастся пройти. Педагог Шарлота Мейсон очень популярна в среде западных хоумскулеров, во многом благодаря своему мудрому уважению к внутреннему миру ребенка. Когда чтение становится удовольствием для детей и взрослых? Можно ли исправить произношение, читая вслух? Какие главные качества характера развиваются у ребенка, читая с ним книги? Какие требования предъявляются к содержанию литературы для ребенка? Об этом поговорим в нашей статье.

Эта женщина предвидела, что может пойти не так у родителей, которые еще только набираются опыта семейного образования, и предупредила о самых частых и критических ошибках.

«Дети должны как можно больше упражняться в чтении вслух, - напутствовала Шарлотта Мейсон. - Чтение вслух должно включать в себя не только художественную прозу или научно-популярную литературу, но и как можно больше стихов».


Мейсон говорила, что ничто так хорошо не научит ребенка смысловым оттенкам речи, как поэзия. Красивое слово заслуживает того, чтобы его красиво произносить, сопровождая нужной тональностью - это поможет лучше передать его смысл.

«Слова прекрасны сами по себе, они источник нашего удовольствия и заслуживают того, чтобы мы читали хорошо написанные слова вслух», – писала известный педагог.

Не случайно в системе обучения по Шарлотте Мейсон чтению вслух уделяется невероятно большое внимание. Не только взрослые должны читать детям, но и дети - взрослым. Почему же это так важно? Мейсон выделяла как минимум три причины.

Когда чтение становится удовольствием для детей и взрослых

Первая причина состоит в том, что дети учатся читать ради слушателей. В своем отношении к этой практике Мейсон говорила, что если слушателю приятно слушать читающего, то чтение становится удовольствием для обоих.

Когда же в семейном кругу будет заведено вечернее чтение как традиция, и все будут читать друг для друга вслух, то осознанное отношение к чтению как к чему-то, что доставляет удовольствие для всех, будет закрепляться на подсознательном уровне.

Мейсон говорила, что внешняя мотивация прочитать сегодня так, чтобы понравилось близким, очень важна. И близким важно хвалить маленького читателя за это чтение, подчеркивать, что оно доставляет всем удовольствие и благодарить за него.

Замечательно, если в семейном кругу такое отношение будет проявляться к каждому чтецу, а не только к ребенку, потому что тогда ребенок будет верить взрослым, что он читает хорошо наравне с остальными, а не получает похвалу только потому что самый маленький.

По мнению всемирно известного педагога, практика совместного чтения вслух важна для ребенка еще и тем, что он слышит разные образцы речи, ее темпа и интонации.

Малыш учится понимать, когда уместно читать быстро, а когда - медленно, чтобы голосом передать динамику сюжета. Учится вовлекаться в пространство книги и сопереживать героям, понимать их чувства и не стесняться передавать их своим голосом.

В этом случае читатель становится проводником авторской мысли, помогает автору заговорить его голосом, и этому ребенок тоже учится.

С помощью чтения вслух можно исправить произношение

Вторая причина, по которой нельзя отказываться от чтения вслух, связана с получением  возможности увидеть проблемы в произношении.

Чтение ребенком вслух - важный инструмент родителя для выявления различных речевых проблем: в произношении - и тогда мы понимаем, какая именно нужна логопедическая практика. 

В повседневной речи закрепляем правильное ударение незнакомых слов, а также в понимании смыслов прочитанных слов и выражений.

Нередко нам кажется, что дети понимают из контекста почти все, что понятно и нам, но это оказывается далеко не так. Даже подросшие дети могут не знать значения каких-то слов или путать эти значения, а от этого не понимают смысла текста или его отрывка. Когда же ребенок будет читать вслух, вы поймете это сразу же, судя по удивлению в голосе или неверно выбранной интонации для озвучивания тех или иных фраз.

Мейсон давала простые советы родителям,  детям которых требуется логопедическая помощь: проводить перед чтением вслух дыхательную гимнастику, разминку для губ и языка.

Так, при отработке каких-то звуков хорошо включать в чтение игровые моменты: например, сегодня обращаем внимание на звук «т» и «ть», как только в слове они встречаются, стараемся проговорить это слово тщательнее.

Не будем стесняться артикулировать и шире открывать рот при чтении, чтобы избавиться от невнятного бормотания. Усилим голос, чтобы было слышно и дедушке в дальнем конце комнаты.

Вместе с детьми во время чтения вслух работаем над красивыми ровными паузами, «говорящими» паузами, передающими невысказанные мысли. Хорошо в это время представлять себя актерами театра и стараться прочитать слова выбранного персонажа так, словно мы на сцене.

При этом можно представить, что мы записываем аудиокнигу, ведем радиопередачу (для научно-популярных текстов) или выступаем на конкурсе чтецов в финале.

Чтение развивает не только речь, но уверенность в себе

Третья причина, по которой надо обязательно читать вслух связана с развитием не только речи, но и уверенность в себе. Дети, читающие вместе с родителями, лучше учатся.

Ведь не секрет, что с каждым вечером, с каждой книгой ваш ребенок будет читать все увереннее и правильнее. Конечно, если логопедические или психологические проблемы чтения серьезны, без дополнительной помощи специалистов вам не обойтись.

Однако чтение вслух на регулярной основе в кругу семьи в любом случае дает ему чувство уверенности в себе, обогащает круг знаний, палитру чувств и эмоций.

Имейте в виду, что ребенок, привыкший вслух проговаривать всевозможные речевые формулы из книг, легко забирает их и в собственный активный запас. А все это вместе способствует более легкому обучению ребенка в дальнейшем.

О личном чтении про себя

Когда ребенок начинает читать самостоятельно, родители обычно радуются тому, что видят его с книгой, которую он читает про себя. Пусть у него обязательно будет такое личное чтение. 

Но не забывайте и о важности чтения вслух даже уже с большими детьми. Даже если они выросли и стали докторами филологических наук, все равно не забывайте при встрече традицию читать друг другу - это очень сближает семью.

Как правильно выбрать книги для дошкольников

Сегодня книг для дошкольников издается столько, что в них можно утонуть. Для маленьких детей важно выбрать такую книгу, чтобы ее текст обладал хорошими литературными качествами, как и любая другая книга, которую вы отбираете в свою библиотеку.

Что особенно важно, книга должна быть написана хорошим литературным языком, чтобы с самого детства задавать образец правильной, красивой речи, развивать у детей хороший вкус к слову.

Мейсон советует: пусть текст будет простым, но не упрощенным, не примитивным. Пусть это будет несложный для восприятия текст, но уже подготавливающий к восприятию сложных литературных текстов в дальнейшем. Богатство речи, красивые художественные обороты, экспрессия, отражение внутреннего мира героев…

Иными словами, все, за что вы цените в литературе при выборе для себя, должно быть в детской книге, но на несколько витков ниже по спирали смысловой сложности. Слишком простые книги отбивают желание детей обращаться к сложным классическим текстам в дальнейшем.

Требования к содержанию  литературы  для детей

Прежде всего, истории должны быть живыми и  иметь красивую, вдохновляющую идею, они должны рассказывать о благородности поступков и мыслей героев, нравственности совершаемого ими выбора.

Мейсон всегда подчеркивала, что образование - это наука об отношениях. И в сюжетах книг, которые она выбирала для чтения детям, они искала примеры высоких человеческих отношений, отношений любви и верности, уважения, сострадания и доброты.

Как книжные герои относятся к своим ближним и дальним родственникам, друзьям, знакомым, к тем, кто нуждается в помощи, к истории своего рода и страны - все эти вопросы Мейсон удерживала в голове, чтобы выбрать лучшие для детской души книги.

По мнению Мейсон, в детской книге, даже для маленьких детей не должно быть слишком много иллюстраций. Это объясняется просто. Обилие иллюстраций тормозит развитие воображения.

Детские книги нужно выбирать так, чтобы в них не было зависимости текста от иллюстраций, по крайней мере, нужно стремиться к уменьшению такой зависимости, нужно помогать детям развивать способность мысленно представлять происходящее в тексте.

Важное замечание по качеству иллюстраций. Оно должно развивать художественный вкус детей, предлагать образцы старательности художников.

В иллюстрациях  обязательно должны быть реалистичные картины, приветствуется разнообразие художественных стилей, однако, Мейсон не принимала грубости и безвкусицы.

Как избежать ошибок в семейном обучении

Главная ошибка заключается в том, что родители забывают о том, что ребенок - такой же человек, как они.

Одним из главных принципов Шарлотты Мейсон является мысль о том, что ребенок это прежде всего личность. Каждый ребенок уникален, постоянно в своих трудах напоминает Мейсон. Нельзя смотреть на ребенка только сквозь призму образования.

Обучая ребенка, никогда не забывайте о том, что перед вами многогранная личность, уважайте его интересы, не будьте настойчивы в навязывании своих приоритетов, вместо этого наблюдайте и замечайте в какую сторону растет и развивается ребенок. Он, конечно же, нуждается в ваших советах как дерево в поливе, но не превращайте его в бонсай.

Приступая к обучению ребенка дома, родители позволяют страхам руководить в принятии решений. Очень легко увязнуть в зависимости от мнения других людей, от их, а не ваших ожиданий от ребенка.

«Что подумают родственники, если ребенок плохо сдаст экзамены?», «Что, если ребенок, правда, поглупеет на семейном обучении, как говорят учителя?»… Не позволяйте подобным мыслям завладевать вами. Вы начинаете накручивать себя без необходимости, нервничать и передавать нервозность ребенку, требовать от него неоправданно больше.

Страхи опасны тем, что заставляют вас принимать реактивные решения, недостаточно взвешенные, необъективно оцененные. Вот вы боитесь, что ребенок не сдаст математику, русский, английский и нанимаете нескольких репетиторов, увеличиваете количество часов, проведенных за решением задач, диктантов и чтением книг на английском.

В итоге, вы вводите ребенка в состояние невероятного учебного стресса и все из-за того, что боитесь плохой оценки - «а что подумает свекровь?!».

Или вы слушаете друзей, а они говорят, что сейчас не поступить в приличный вуз, если с первого класса не заниматься робототехникой и не учить китайский. А ваш ребенок не учит ни то, ни другое, и вы начинаете тревожиться за его будущее и нагружаете ребенка кружками и курсами все больше и больше…


Не позволяйте социальным страхам взять верх над вашим сердцем. Сосредоточьтесь на том, кем является ваш ребенок, в чем именно его сильные и слабые стороны, а не на том, каким он должен быть, по мнению родственников или кого-то еще.

Пересказ – основополагающий момент в обучении

Задерживает процесс обучения и нетерпение родителей, которые все время перебивают ребенка, когда он пересказывает.

В концепции обучения Шарлотты Мейсон есть такой важный момент: пересказ. Он не просто важный, он основополагающий. Она просит родителей проявлять терпение и понимание и не перебивать ребенка, даже если он медленно рассказывает, повторяется, сбивается.

Пересказ это не дискуссия, не путайте. Дайте ребенку спокойно собраться со своими мыслями, сформировать их и донести до вас без потери смысла. И только после того, как основной пересказ будет закончен, можете перейти к дискуссии, к совместному обсуждению деталей, к вопросам и т.п.

Шарлотта Мейсон постоянно подчеркивает, что детям необходимо проводить много времени на природе. И в это время взрослые должны как можно меньше вносить образовательный контент.

Не нужно говорить ребенку, наблюдающему за гонимыми ветром облаками, о том, как выяснить скорость, с которой они плывут. Гораздо важнее, когда ребенок, наблюдая за природой, сам научится делать какие-то открытия.

В то же время, взрослый, конечно, может фокусировать внимание детей на чем-то, искать что-то конкретное, но будьте осторожны - не переборщите с направляющими рельсами.

Почему нельзя перегружать ребенка фактами

Родители стараются дать как можно больше фактов. Образование - это жизнь, говорит Шарлотта Мейсон и советует родителям читать живые книги и сообщать детям образовательную информацию через идеи, через концепты, а не через одни только факты.

Если утрировано, то не «запомни, что 2+2=4», а «2+2=4 не просто так, а потому что…ты сам можешь легко в этом убедиться…». Факты по-прежнему остаются в обучении по Шарлотте Мейсон, без них, разумеется, никак не обойтись, да и не нужно!

Смысл образования по Шарлотте Мейсон в том, чтобы составить из этих фактов большие идеи, вписать их в жизненную мудрость. Не просто «Магеллан открыл то-то и то-то», а «Магеллан невероятно важный человек для цивилизации, он помог ей сделать шаг вперед в развитии представлений о Земле…

Что именно сделал этот исследователь? А каким человеком он был? Что повлияло на Магеллана так сильно, что он решил связать свою судьбу с Океаном? Какую жизнь он прожил, во что верил, каких принципов придерживался? Попробуем представить себя им».

Да, выдавать факты проще для взрослого, создается иллюзия, что ребенок сразу запоминает все, что ему говоришь. Но нет, мозг ребенка не пишущая машинка. Хорошо запоминается только та информация, которая проходит через сердце.

 

Материалы по теме "Детские сады и их проблемы"

Рекомендуем

Загрузка...
Loading...

Популярное в разделе

Загрузка...
Загрузка...

Новости партнеров

Loading...