Внесённый в Госдуму правительственный законопроект о совершенствовании системы ОСАГО затронет как водителей, так и пешеходов. Теперь бумажный и электронный полис ОСАГО будут иметь одинаковую юридическую силу.
Как рассказал журналистам член думского Комитета по транспорту Александр Старовойтов, уравниваются в правах электронные страховые полисы с полисами на бумажных носителях.
Теперь каждому договору ОСАГО будет присваиваться уникальный идентификационный номер, который позволит идентифицировать страховщика и подтвердить достоверность полиса. А значит пропадает надобность в изготовлении их на дорогостоящих специальных защищённых бланках.
С принятием поправок автовладельцам достаточно будет предъявить сотруднику ДПС или таможни распечатку страхового полиса или показать его на своём смартфоне.
Электронные техпаспорта отложены. Оформление бумажных ПТС и ПШТС разрешено до 1 ноября 2019 года
Другой вопрос, что база данных и идентификационные номера будут регулироваться не данным законом, а иными нормативными актами. И хотелось бы их вначале увидеть, чтобы понять, насколько потенциальный закон будет работоспособным».
Что же касается иностранцев, то они въезжают к нам на автомобиле, как правило, на небольшой срок. Согласно положению законопроекта, иностранцы, въезжающие в Россию на своих авто, при пересечении госграницы они должны будут иметь при себе полис ОСАГО либо международный договор страхования. За этим будут следить сотрудники таможенных органов.
Такое допускает международная практика и совершенно не должна осложнить пересечение границ России зарубежным водителям.
Авторы законопроекта считают, что еще нужно только предусмотреть, что иностранцы въезжают к нам на автомобиле, как правило, на небольшой срок. Соответственно и договор со страховщиком должен быть краткосрочным».
Как теперь будут перестраховывать риски
Данный законопроект снимает запрет на перестрахование рисков по ОСАГО. Сейчас это единственный вид имущественного страхования в стране, риски по которому не перестраховываются.
Надо учесть, что процедура вторичного страхования ранее принятого риска за счёт его перераспределения между иными страховщиками позволила бы повысить устойчивость как самих автостраховщиков, так и всего этого рынка в целом. За годы действия закона об ОСАГО объём собираемых страховщиками премий увеличился почти в 10 раз, и риски стали гораздо масштабнее.
Законодатель так же считает, что преимущества этого шага не очевидны. «Как правило, риски перестраховываются в компаниях, которые имеют иностранный капитал и корнями уходят за океан.
Возникает вопрос: правильно ли будет отдавать долю российского рынка ОСАГО тем компаниям, чьи страны сейчас против нас активно работают?»
В то же время парламентарий уверен, что этот политический момент можно будет исправить ко второму чтению законопроекта.
По статье 14 закона об ОСАГО, страховщик имеет право потребовать от виновника аварии компенсацию в размере произведённой страховой выплаты. Основанием может послужить отсутствие полиса ОСАГО у неаккуратного водителя, а также доказательство того, что ДТП произошло из-за его злого умысла или алкогольного опьянения.
Кроме того, законопроект включает в перечень оснований для регрессного требования виновного в ДТП пешехода. Правда, новые нормы не допускают предъявления такого требования к пешеходу, пострадавшему в результате спровоцированной им самим аварии, а также к его родственникам.
Как пояснил Александр Старовойтов, огромное количество аварий на дорогах случается по вине пешеходов, и я думаю, будет неправильно отказывать страховщикам наказать нарушителей ещё и рублём.
Если пешеход будет знать, что за безответственное поведение на дороге его будет ждать не только административное наказание, но и обязанность возместить расходы автостраховщиков, то он будет себя вести более дисциплинированно.