Внесение ложных данных при оформлении договора ОСАГО может дорого обойтись автовладельцу. В итоге, если такой автовладелец совершит аварию, ему придется компенсировать убытки страховщиков. А полис из-за таких махинаций станет фактически недействующим.
Новый закон пресекает незаконные действия автовладельцев, стремящихся удешевить стоимость полиса ОСАГО, когда заведомо в базу данных вносятся неправильные сведения. Так, например, владелец БМВ Х6 указывает в документе, что у него мотоцикл. Водитель может проживать в Москве, а указать место проживания Воронеж. Так полис, который должен был стоить тысяч 15 тысяч рублей, обходится всего в 4 тысячи рублей.
Таким нечестным бизнесом промышляют мошенники, которые продают ничего не подозревающим автовладельцам полисы ОСАГО со скидкой.
Со вступлением в силу нового закона об ОСАГО, в случае предоставления недостоверных сведений не только по электронным полисам ОСАГО, но и по бумажным договорам, если это повлекло необоснованное уменьшение премии, страховщик получает право регрессного требования.
Данное требование означает, что страховщик возместит вред пострадавшему, но после этого взыщет размер убытка с виновника ДТП.
Как свидетельствуют итоги масштабного эксперимента по поверке полисов ОСАГО с помощью камер на дорогах, половина обратившихся в союз получателей "писем счастья" об отсутствии страховки не знали, что ездят с поддельным полисом ОСАГО. Дальнейший разбор ситуаций показал, что в ряде полисов содержатся недостоверные данные о транспортном средстве или регионе, которые приводили к занижению цены полиса.
«Мы создаем в новой информационной системе ОСАГО барьеры для подобного рода мошеннических действий, но также хотели бы предупредить автовладельцев о рисках езды с такими полисами. Экономия одной-двух тысяч рублей на этапе покупки полиса за счет внесения в него недостоверных данных может обернуться убытком для них на сотни тысяч рублей», – пояснил президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс.
В законе прописан еще один из барьеров подобного рода. При покупке электронного полиса, если были введены недостоверные данные, система просто не позволит оплатить полис и предложит исправить сведения.
В документе разбираются также еще два случая, когда страховщик может требовать регресса. А именно, если тот, кто виновен в ДТП, отказался от прохождения медосвидетельствования или выпил после ДТП, но до проведения этого освидетельствования.
До вступления в силу нового закона страховщик мог требовать денег со своего клиента в том случае, если установлено, что он управлял машиной в нетрезвом состоянии. В Кодексе об административных правонарушениях наказания для всех этих ситуаций равнозначные.
Но бывали случаи, когда страховщики не могли истребовать с водителя компенсации своих убытков, если водитель отказался от проверки и в наличии нет документа, устанавливающего, что он был нетрезв.
Должна избавить от волокиты также и вступившая в силу норма, согласно которой автовладелец, купивший электронный полис, может не возить с собой его бумажную копию. Достаточно, предъявить электронный полис на смартфоне.
Однако пока соответствующая поправка в Правила дорожного движения не внесена. Поэтому если на дороге попадется не самый грамотный инспектор, то он, ссылаясь на правила, выпишет такому водителю штраф. Его легко будет оспорить. Руководство ГИБДД в курсе этой казусной ситуации.