Как и ожидалось, увеличение НДС, ослабление рубля и введение помарочного учета вынудили российских импортеров вина и другого алкоголя в начале года провести очередную коррекцию цен. В отдельных случаях они были подняты до 20%.
И потому участники рынка жалуются, что новые цены пока не готовы принимать федеральные ритейлеры.
Коррекцию цен на алкогольные напитки обычно объясняют изменениями на рынке, оказавшими «критическое влияние на бизнес». Среди главных причин названы повышение НДС до 20% с 1 января 2019 года и введение с первого квартала помарочного учета, который «существенно замедлит скорость операций и приведет к росту операционных издержек и необходимости дополнительного финансирования».
Стоит отметить, что удорожание логистики в Европе и России из-за роста цен на топливо и других факторов, вынуждает производителей повышать отпускные цены.
Кроме того, компании жалуются на то, что «негативная динамика рубля к мировым валютам, которая, по прогнозам аналитиков, сохранится в 2019 году» влечет рост себестоимости товаров и издержек на хеджирование курсовых рисков.
На часть импортной алкогольной продукции цены были подняты на 6–8%, но в некоторых случаях повышение достигало 20%. Чаще всего приходилось менять ценники на продукцию, производители которой под давлением растущего мирового спроса сами значительно поднимали цены — на 15–20%, а в отдельных случаях — до 40%.
Опрошенные журналистами импортеры алкоголя обычно говорят об изменении цен в январе. Они объясняют это, главным образом, ростом НДС и себестоимости производства, колебанием валютных курсов и повышением цен со стороны поставщиков.
Ритейлеры делают все возможное, чтобы сдержать повышение цен, но внешние обстоятельства вынуждают их все же увеличить цены.
Повышенные цены продержатся ориентировочно до марта. Они будут незначительно пересмотрены в ходе постепенного перехода на акцизные марки нового образца и, соответственно, полноценного ввода помарочного учета, который повлечет дополнительные издержки при работе с продуктом.
Некоторые импортеры цены пока не повышали, но могут это сделать в скором будущем «в зависимости от того, как к этому времени будут меняться курсы доллара и евро, повышение может составить 5–10%».
Президент Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович говорит, что отечественные производители вин поднимали цены незначительно — в пределах инфляции. Он не исключает, что более заметный рост цен на импортную продукцию в результате положительно скажется на продажах российских вин.
Согласно данным таможенной статистики, в январе – сентябре 2018 года импорт тихих вин в Россию сократился, тогда как игристых, напротив, вырос. В категории крепких напитков поставки виски, коньяков и бренди увеличились. Так чо убытки производителям горячительных напитков не грозят.