В вопросе создания особых условий для обучения детей-инвалидов наблюдается положительная динамика. Положительная, но пока недостаточная.
В связи с этим вице-премьер правительства России Ольга Голодец распорядилась оснастить каждую пятую школу необходимым оборудованием для обучения детей с ограниченными возможностями. Всего четыре года назад таких школ в стране было не более 4%. Сегодня наблюдается положительная тенденция в данном вопросе, особенно если речь идет о Тамбовской, Астраханской и Калининградской областях, Хабаровском и Красноярском краях.
Вице-премьер отметила, что для занятых в инклюзивном образовании учителей заработал новый образовательный стандарт. В связи с этим как минимум 10 тысяч специалистов в 2015 году должны пройти программу повышения квалификации.
Сегодня в России насчитывается 481 тысяча учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Большинство детей посещают обычные школы и только 159 тысяч учатся в специальных инклюзивных классах. В последнее время наблюдается рост количества школьников, которые обучаются в инклюзивных классах. Например, в 2012-2013 году их было 137 тысяч, а в 2015 – на 21 тысячу больше. Коррекционных классов тоже стало больше на 4%.
Что представляет собой инклюзивное образование
-
Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни.
-
Инклюзивное (включающее) образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия обучающихся и их участия во всех делах коллектива.
-
Инклюзивное (включающее) образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.
Инклюзивное (включающее) образование базируется на восьми принципах:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений
- Каждый человек способен чувствовать и думать
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным
- Все люди нуждаются друг в друге
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека
Включение – это не интеграция:
- Включение – это больше, чем интеграция
- Молодые люди учатся вместе в обычной школе
- Специалисты приходят помогать детям
- Обычные школы изменяются
- Внимание на возможности и сильные стороны ребенка
- Молодые люди воспринимают человеческие различия как обычные
- Молодые люди получают возможность жить вместе с родителями
- Молодые люди получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полной жизнью
- Взгляды и мнения молодых людей становятся важными для окружающих
Включение – это:
- НЕТ специализированных классов в обычной средней школе
- НЕТ обучения ребенка в средней школе без необходимой поддержки
- НЕТ присутствия детей 1-2 часа в день в средней школе
- НЕТ закрытых учреждений интернатного типа