Новые предметы и проекты, новое меню, новая школьная форма – учеников ждет немало сюрпризов с 1 сентября. Нагрузка вырастет не только для них, но и для учителей и организаторов системы образования. Прибавится, наверное, хлопот и родителям – подробности у обозревателя «Вестей FM» Сергея Артемова.
Новинки расписания с 1 сентября коснутся, прежде всего языковой программы. В классах с 5-го по 9-й включительно добавится еще один час иностранного языка – уже второго, дополнительного. Во всех школах страны появится и родной язык. Сразу в виде трех уроков, по одному в неделю. Это будет, собственно, «Родной язык», «Родная литература» и «Литературное чтение на родном языке». За это отвечают региональные департаменты образования, а выбирать язык предстоит родителям. То есть – например, в Бурятии, Татарстане, Чувашии – соответственно, дети смогут заняться местным национальным языком, либо – русским. А вот в Рязанской области, Оренбургской, или Псковской – на русский язык автоматически прибавится часов.
Есть мягкие рекомендации федерального министерства, чтобы языковые предметы посвящались не только собственно грамматике и лексике, но и содержали элементы познания культуры народов России.
В восьми регионах – в республиках Коми и Татарстан, Ставропольском крае, Новосибирской, Пензенской, Саратовской, Тульской и Ярославской областях – пока в виде пилотного эксперимента – будет преподаваться проект «Культурные нормативы для школьников». Учеников отправят в музеи, на выставки, на концерты классической музыки и попросят оставить свои впечатления от увиденного и услышанного в специальных дневниках. Частью такие экскурсии будут виртуальными. А в конце мая уже 2020-го состоится экзамен по этим нормативам. Однако, посещение этого проекта будет добровольным для школьников – навязывать культуру чиновники не собираются.
Программа "Шахматы в школе" позитивно влияет на развитие детей
ДРЕНИН: Шахматы в классах, где шли федеральные государственные образовательные стандарты, появились, как обязательная внеурочная деятельность, а в старших классах – это были факультативы… отдельно хочу отметить, что это – не просто кружки и секции собраться-поиграть, это – именно уроки, которые были обеспечены учебниками… с 1-го по 4-й класс у нас были закуплены учебники издательства «Просвещение» в бумаге, потом – для более старших классов – закуплено в электронном виде… в качестве эксперимента, уроки шахмат у нас даже внедрялись в детских садах…
Конечно, ребята стали лучше играть – в том числе и на региональных и всероссийских турнирах, но основная цель освоения шахмат в школе, все же – не подготовка будущих чемпионов, добавил Алексей Дренин:
ДРЕНИН: Шахматы – понятная, давно признанная игра, которая развивает умственную и интеллектуальную деятельность и развивает математическое мышление, прежде всего… так вот, в течении последних двух лет, когда ребята, активно играющие в шахматы, начали выпускаться их 11-х классов – мы видим рост баллов по профильной математике… и рост этот – достаточно существенный… если в прошлом году мы где-то на 5 баллов опережали средний по России, то в этом году у нас средний балл по профильной математике почти что 53, то есть существенно выше, чем среднероссийский показатель.
По всей стране же шахматы войдут в программу младшей школы. По 33 часа в год, примерно – один урок в неделю. И на один же урок сократится взамен курс физической культуры. Дети с ограниченными возможностями по здоровью смогут с этого года посещать обычные школы – там для них создаются условия для свободного перемещения по зданиям. А физкультура и труд должны им преподаваться по адаптированным методикам.
Интересным представляется и совет Минпросвещения использовать в занятиях так называемые «перевернутые уроки» – когда новую тему дети изучают дома, а в классе потом все вместе ее обсуждают и проверяют свои знания. С этого года выпускникам музыкальных и художественных школ будут начисляться дополнительные баллы к ЕГЭ, а в самом экзамене дополнительно прибавится история и иностранный язык. Ученикам 7-8 классов придется выполнять всероссийскую проверочную работу по многим предметам.
Свою лепту в подготовку школ внес и Роспотребнадзор – им разработаны требования к школьным столовым. Судя по документу, жизнь учеников не будет сладкой – пирожные и торты впредь запрещены. Зато – настоятельно рекомендуются блюда из мяса, птицы, молока, рыбы, яиц, сыра и кисломолочных продуктов. Хлеб – только пшеничный и ржаной. Соль – исключительно йодированная. Не будет на столах и в тарелках острых соусов, кетчупов, горчицы и майонеза. Из напитков исключены квас, кумыс и любая газировка. В документе есть и детали, например – толщина омлетов и запеканок не должна превышать четырех сантиметров, иначе творог и яйца могут не пропечься. А кефир, ряженку и простоквашу необходимо разливать в стаканы непосредственно перед раздачей детям. Школьникам запретят приносить еду из дома. Впрочем, касается это котлет и разнообразного фаст-фуда. Орехи же и фрукты на входе никто не отберет.
И еще одни рекомендации касаются формы – ее стиль и цвета выбирает каждая школа для себя. Девочки могут ходить в блузках юбках, или брюках. Для мальчиков – брюки с рубашкой. Если холодно – добавляется пиджак, или пуловер. Все это – однотонное, но не яркое и без рисунков. Обязательное требование ко всему – синтетики в ткани должно быть не более половины. Разумеется, вечерние платья, короткие юбки, кожаная, джинсовая, или прозрачная одежда на занятиях – дурной тон. Одежда учеников – важный элемент дисциплины. Для ее укрепления, среди прочего – администрация школ получит право вводить внутренний режим использования гаджетов. На время уроков их будут либо собирать в отдельный шкаф, либо – переводить в беззвучный режим.
И в завершении новости для тех, кто уже перешагнул порог школы навсегда и учится дальше – в ВУЗах на бюджетном наборе. Их стипендии с нового семестра вырастут на 150 рублей.