Уроки физкультуры переформатируют: физические нагрузки распределят по возрасту


31 Октября 2017
Просмотров: 1407

Уже в конце этого учебного года российские школьники могут начать посещать уроки физкультуры нового формата

Уроки физкультуры переформатируют: физические нагрузки распределят по возрасту

Уже в конце этого учебного года российские школьники могут начать посещать уроки физкультуры нового формата. Соответствующая концепция предмета проходит сейчас общественное обсуждение.

В том случае, если проект будет принят, то педагогам придется учитывать особенности физического развития «поколения гаджетов», а медикам станет сложнее выписывать освобождение от уроков.

Концепцию модернизации предмета «Физическая культура» рассмотрели в Общественной палате РФ. Документ предполагается отправить в правительство РФ до конца 2017 года. После того, как концепцию утвердят, ее планируется реализовать в трехлетний срок. Но первые уроки физкультуры нового формата школьники смогут посещать уже в конце учебного года.

Что нового несет концепция модернизации предмета «Физическая культура»

Напомним, что с 2010 года в школах был введен третий час физкультуры за счет увеличения максимально-допустимой недельной образовательной нагрузки. Физкультура также получила статус основного учебного предмета общего образования, поэтому заменить этот третий час, допустим, иностранным языком или математикой, нельзя.

А вот чему посвящать третий час — остается на усмотрение школы. К примеру, многие образовательные учреждения Московской области ввели на постоянной основе уроки шахмат. Не менее популярными «заменителями» стандартного подхода к урокам физкультуры стали самбо, регби, художественная гимнастика.

В настоящее время в отечественной педагогике существуют два подхода к предмету, оба имеют свои плюсы и минусы. Первый подход – академический, при котором делается упор на разные виды разминок, сдачу нормативов, кроссы, проводит теоретические уроки по здоровому питанию и здоровому образу жизни.

Второй подход подразумевает, что физкультура – время развлечений и подвижных игр, в которых можно выпустить пар после долгого сидения за партой.

Но, как признают эксперты, в обоих случаях урокам не хватает внимания к особенностям детского организма в определенном возрасте.

Специалисты по спорту утверждают, что современным учителям образование не позволяет качественно преподавать, к примеру, гимнастику в младших классах. Поэтому уроки проходят в игровой направленности.

Дети приходят на урок, им дают мяч, показывают на кольцо, и дальше они уже сами пытаются развиваться. Причем совершенно не в тот период. От детей требуют развития силы и выносливости, в то время как, по мнению ученых, эти физические качества начинают развиваться в более позднем возрасте, добавляет эксперт.

Концепция модернизации предмета «Физическая культура» учитывает то, в какой период взросления какие качества нужно развивать детям. Так, для дошкольного образования нормой будет считаться выполнение гимнастических упражнений через игры.

Согласно новому документу, в начальной школе ребята смогут уже приступить к выполнению базовых упражнений гимнастики, игры станут развивающими. Основное общее образование будет предусматривать такой комплекс упражнений, который позволит подросткам совершенствовать свои физические качества, такие как гибкость, координация и развитие силы, а среднее общее образование — развитие выносливости, физическое совершенствование.

В концепции также, кроме распределения видов нагрузки по возрастам, учитывается и общее физиологическое развитие детей. Участники обсуждения отметили, что физические кондиции подрастающего поколения значительно снижены.

Все дело в том, что у большинства учащихся плохо развита гибкость и координационные способности, а как утверждают медики, это показатель старения, так как недостаточно развитая моторика – инструмент негативного влияния на развитие головного мозга.

Надо подчеркнуть, что изменения в уроках физкультуры коснутся не только детей, но и взрослых. В частности, концепцией предусматривается работа с родителями, которые должны не всеми силами оберегать ребенка от сатрапа-физрука, а напротив, стимулировать школьника ходить на уроки.

Авторы концепции утверждают, что необходимо работать и с медиками, которые слишком легко выписывают справки на освобождение от физкультуры. А это, как считают эксперты, подрывает значимость этого предмета.

Особые требования – к учителям физкультуры

Приоритетом для учителя физкультуры, согласно концепции, должно стать не столько обучение упражнениям, сколько обучение тому, как выполнять эти упражнения правильно, чтобы ребенок не получил травму.

Настораживает то, что только за минувший год во время уроков физкультуры умерли 211 детей. Впрочем, по словам министра образования Ольги Васильевой, причина не в квалификации педагогов, а в том, что школы не имеют доступа к медицинским картам учащихся, и не всегда знают о каких-либо факторах риска.

Проблема в том, что на уроках физкультуры действительно часто возникают травмы. Это происходит обычно от того, что учитель не выполняет требования безопасности на уроке, либо не имеет соответствующей квалификации, либо просто халатно относится к выполнению своих должностных обязанностей.

При неправильном использовании спортивных снарядов и без контроля со стороны учителя риск получения травмы очень велик.

Уменьшить травматизм на уроках физкультуры может помочь установка камер в спортзалах. Во многих школах камеры стоят, их устанавливали еще к выборам.

Но, как правило, они установлены либо в коридорах, либо в отдельных классах. Специалисты предлагают рассмотреть и этот вопрос в рамках введения концепции, так как это поспособствовало бы росту дисциплины на уроках физкультуры – как со стороны преподавателя, так и со стороны детей.

Как считает Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков, в современных школах не хватает квалифицированных учителей физической культуры.

У нас давно стоит вопрос об уровне подготовки таких преподавателей, потому что наши педагогические вузы очень резко понизили планку.

Программы подготовки учителей физкультуры требуют очень серьезной переработки. Кроме того, школам не хватает очень серьезного медицинского контроля в период проведения уроков физкультуры, считает Комков.

Вместе с преподавателем обязательно должен работать медицинский работник, потому что физическая культура всегда связана с определенным риском – вне зависимости от того, игры это или сдача нормативов.

Президент Всероссийского фонда образования  также выделяет еще один момент – материальное оснащение залов и всего, что связано с проведением уроков по физической культуре. У нас катастрофически не хватает нормальных спортивных залов.

Школы строятся, но их зачастую сдают без соответствующих комплексов – игровых, спортивных, для проведения элементарных занятий утренней гимнастикой.

Короткая ссылка на новость: https://informatio.ru/~Q4JdO

Другие новости раздела

RSS
Уроки физкультуры переформатируют: физические нагрузки распределят по возрасту
31.10.2017 / Среднее образование
Уже в конце этого учебного года российские школьники могут начать посещать уроки физкультуры нового формата
В школе может появиться новый предмет от РПЦ – «Нравственные основы семейной жизни»
26.10.2017 / Среднее образование
Разработанный представителями РПЦ учебный курс «Нравственные основы семейной жизни» может быть включен в обязательную школьную программу
Утвержден перечень школьных олимпиад в 2017-2018 учебном году
20.10.2017 / Среднее образование
Минобрнауки России определило перечень олимпиад школьников, которые будут проходить в учебном 2017/2018 году в период с 1 сентября по 1 апреля.
Коррекционные школы преобразуют: как изменится система образования для детей с инвалидностью?
26.09.2017 / Среднее образование
С 1 сентября в названиях коррекционных школ и спецшкол исчезло указание на особенности учащихся
Школьная «продленка» от обложения НДС не освобождается
22.09.2017 / Среднее образование
Минфин России выступил с  разъяснениями по поводу налогообложения при реализации образовательной организацией услуг по присмотру и уходу за детьми в группах продленного дня