Вместо оценок по рисованию, музыке и физкультуре в школьных аттестатах появится «зачет»

2905
5 минут
Вместо оценок по рисованию, музыке и физкультуре в школьных аттестатах появится «зачет»

В Министерстве просвещения РФ готовят новый порядок выдачи школьных аттестатов. Об этом в интервью «Российской газете» рассказала глава министерства Ольга Васильева.

После того, как выйдет в свет соответствующий документ, в аттестатах можно будет ставить оценку «зачет» по рисованию, музыке и физкультуре. Когда нововведение вступит в силу, министр не сказала.

В то же время, как уточнила Васильева, что «выбор остается за школой», так как есть «разные подходы к оцениванию».

«Мое личное мнение: любой ребенок любит бегать, прыгать, рисовать, петь. И может быть не у всех это получается на "отлично", но ставить "тройку" в аттестат только из-за отсутствия музыкального слуха, на мой взгляд, неверно»,- сказала министр.

Оценки качества школьного образования в России 

Министерство просвещения РФ особое внимание будет уделять проблеме качества школьного образования.  

Согласно отчету Федерального института оценки качества образования, в 2018 году школьники из России показали спад читательской, математической и естественно-научной грамотности.

Школьники из Москвы, напротив, улучшили свои показатели в PISA по всем трем направлениям. Исследование проводится раз в три года среди 15-летних учащихся.

Напомним, что ранее эксперты отмечали положительную динамику продвижения России в международных исследованиях качества образования, но говорили о том, что дальнейший рост вряд ли возможен.

PISA (Programme for International Student Assessment) - это международная программа по оценке учебных достижений. Исследование под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) проводится раз в три года среди 15-летних школьников по всему миру. Россия участвует в тестировании с 2000 года.

В исследовании 2018 года по международной программе PISA приняли участие около 600 тыс. обучающихся из 79 стран мира, в том числе более 7 тыс. школьников из России.

Итоги таковы: по читательской грамотности средний балл среди всех стран составил 479 баллов (495 в 2015 году); по естественно-научной грамотности 478 баллов (487 в 2015 году); по математической грамотности 488 баллов (494 в 2015 году). Лидерами по всем трем направлениям стали Китай и Сингапур.

По сравнению с исследованием 2015 года Россия по читательской грамотности спустилась с 26-й строчки на 31-ю, по математической - с 23-й на 30-ю, по естественно-научной грамотности - с 32-й позиции на 33-ю.

Однако, тем не менее, учитывая совокупность результатов, эксперты PISA отнесли Россию к успешной группе стран (18 из 79), в которой произошли позитивные изменения не менее чем в двух образовательных областях.

Не так давно руководитель программы PISA Андреас Шляйхер отмечал, что за последние годы Россия улучшила качество образования, в том числе благодаря ЕГЭ. Он говорил, что в российском образовании есть реальный прогресс, выпускники стали значительно лучше решать сложные задачи, которые им предлагаются после тестовой части экзамена.

Напомним, что в 2015 году эксперты ОЭСР оценили знания школьников из 76 стран мира, сделав упор на математику и естественные науки. Тогда лидерами рейтинга стали Сингапур, Гонконг, Южная Корея, Япония и Тайвань, а Россия заняла 34-е место.

В то же время Всемирный экономический форум (ВЭФ)- 2015 представил свой рейтинг по развитию человеческого капитала в 124 странах, который исследовал возможности граждан для развития: доступность и качество образования, возможность повышения квалификации и другие параметры. В рейтинге лидировали Финляндия, Норвегия, Швейцария, Канада и Япония. Россия тогда оказалась на 26-м месте (в рейтинге 2013 года Россия была на 51-м месте, однако набор критериев с тех пор серьезно изменился).

Несмотря на это в 2016 году Россия показала положительную динамику сразу в двух международных исследованиях качества образования - PISA и Trends in Mathematics and Science Study (TIMSS). Тогда средние результаты российских школьников по читательской грамотности выросли на 20 баллов (475 до 495 баллов), по математической грамотности - на 12 баллов (с 482 до 494 баллов), а наименьший рост произошел в естественно-научной области - на 8 баллов (с 479 до 487).

Ученые Международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования НИУ ВШЭ тогда отмечали, что в целом баллы российских старшеклассников по математике в 2015 году ниже, чем они были и в 2008 году, и в 1995 году.

Другие эксперты также склонялись к тому, что дальнейший рост результатов российских школьников в исследованиях вряд ли возможен. Все время улучшать результаты невозможно, мы подходим к некоему потолку роста, а если рассматривать Россию в группе стран с сопоставимым уровнем ВВП, то оказывается, что мы уже вышли на лидерские позиции в этой категории, и существенное улучшение результатов в следующих волнах исследования маловероятно.

Московские школьники показали неплохой уровень знаний

Отдельное исследование PISA-2018 проводилось в школах Москвы. В нем приняли участие более 7 тыс. учащихся из 151 столичной школы, отобранных методом случайной выборки. Они улучшили свои показатели в PISA по всем трем направлениям.

Так, по читательской грамотности результаты московских школьников выросли до 534 баллов по сравнению с 519 баллами в исследовании 2016 года. По математической грамотности результат школ Москвы вырос с 531 до 534 баллов, что позволило городу войти в пятерку мировых лидеров.

В то же время по направлению работы с информацией московских школьников опережают только ученики из Сингапура и четырех китайских провинций (Пекин, Шанхай, Цзянсу и Гуандун).

Комментируя результаты рейтинга, руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов подчеркнул, что «важнейшее достижение Москвы - обеспечение массового качественного образования».

Напомним, что в 2018 году международная консалтинговая группа Bain & Company представила доклад «Московское образование: повышение эффективности на фоне глобальных перемен», в котором Москва заняла пятое место в мире по блоку «Знания», где оценивали средний уровень знаний школьников, доступность знаний и достижения сильнейших учащихся.

По среднему уровню математической грамотности Москва тогда заняла шестое место в мире, уступая Шанхаю, Сингапуру, Гонконгу, Токио и Сеулу.

А вот в оценке знаний по естественным наукам Москва заняла десятое место в мире, и девятое по чтению. Из слабых сторон авторы отмечали, что только 6% школьников свободно владеют английским языком.

Материалы по теме "Школьники и учеба"

Рекомендуем

Загрузка...