
Для того, чтобы более полноценно использовать потенциал заслуженных работников культуры для развития учреждений, которыми они ранее руководили и которым посвятили всю жизнь, Минкультуры предлагает на правовом уровне учредить в организациях специальные должности президентов.
Законопроект на данную тему планируется внести в Правительство в мае. Уже в сентябре, после согласований и экспертной правовой оценки, документ может поступить в Госдуму.
Главная проблема заключается в том, что сейчас в сфере культуры и искусства сложилась ситуация, когда руководитель организации, достигнув определённого положения и возраста, передаёт оперативное управление генеральному директору, сохраняя статус президента.
В то же время не прописано, чем конкретно он должен заниматься, а что должен выполнять директор учреждения, решается на местах и везде по-разному.
Чтобы устранить это несоответствие, в Министерстве культуры решили процесс упорядочить и привести к единому знаменателю, а кроме того, и сам институт президентства на федеральном уровне обеспечить правовым статусом. До конца 2019 года такую практику предполагается закрепить на законодательном уровне
В пресс-службе Минкультуры подчеркнули, что такой проект федерального закона призван урегулировать отдельные особенности функционирования организаций культуры.
В данном ведомстве сообщили журналистам, в частности, что в целях признания заслуг деятелей культуры документ дополняет «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» новой статьёй, которая предусматривает возможность введения в организациях культуры должности президента по аналогии со сферой образования.
Данное нововведение предполагает, что между президентом и учредителем организаций культуры будет заключаться трудовой договор на срок до пяти лет, при этом совмещение должностей директора и президента учреждения не допускается.
Напомним, что полгода назад министр культуры Владимир Мединский уже предлагал уточнить функционал президентов культурных учреждений на федеральном уровне, документально закрепив минимальное число их обязанностей, а также создать при всех подведомственных музеях совещательный орган, в состав которого он обязательно должен входить.
В то время кандидатуру президента глава Минкультуры предлагал согласовывать с ведомством и сопровождать приказом, в котором должны быть описаны его права и обязанности.
Практика внедрения президентской должности в учреждениях культуры сегодня не так распространена, как, скажем, в образовательных организациях. В Москве такие должности имеют пока только несколько опекаемых Минкультуры вузов, два государственных музея — Исторический и Пушкинский, а также МХАТ имени М. Горького.
Но, если обобщить и унифицировать такой опыт, а потом распространить на другие музеи и театры, то такая мера может поспособствовать развитию духовной сферы в целом, считает первый заместитель председателя Комитета Госдумы по культуре Елена Драпеко.
В интервью «Парламентской газете» Елена Драпеко подчеркнула, что применить многолетний опыт заслуженных деятелей культуры будет полезно и нужно.
Поддержал данную инициативу и член Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Сергей Боярский. Он полагает, что люди, которые внесли большой вклад не только в сфере культуры и искусства, но и в спорте, образовании и других видах деятельности, помимо достойной пенсии, заслуживают того, чтобы их богатый опыт был востребован и использовался.
Как пояснил депутат, если заслуженные люди способны по-прежнему приносить пользу и стремятся не покидать свою профессию, дело, которому они могут быть полезны, то, на мой взгляд, институт президентства один из верных и вполне логичных вариантов применения их навыков и мастерства.
А президент ГМИИ имени Пушкина Ирина Антонова, руководившая музеем в течение 52 лет, в свою очередь, в качестве пожелания к содержанию будущего закона отметила необходимость наделения президента не только определёнными обязанностями, но и правами.
Антонова подчеркнула, что президент культурного учреждения должен обязательно участвовать в определении стратегических направлений деятельности учреждения, в разработке концепции развития и в решении вопросов совершенствования деятельности.
Антонова добавила, что неплохо было бы создать при музеях консультативный орган, который рассматривал бы важнейшие вопросы его развития.
В настоящее время, призналась Ирина Антонова, на посту президента она в основном занимается лекторской деятельностью. Её аудитория — пенсионеры, у которых появилось свободное время для приобщения к искусству, поэтому они с удовольствием посещают просветительские мероприятия в музее.
Не все знают, что должность президента в государственном или муниципальном высшем учебном заведении в настоящее время учреждается по решению учёного совета, согласованному с властными структурами, в ведении которых находится вуз.
Для учреждения такой должности в уставе высшего учебного заведения должны быть внесены соответствующие изменения. Должность президента федерального университета также закрепляется в его уставе.
Интересно, что помимо представления высшего учебного заведения в отношениях с госорганами и общественными организациями, президент наделён правом участия в совершенствовании учебной, научной и управленческой деятельности вуза.
А вот что касается непосредственного управления, то оно остаётся за ректором. Общее же руководство государственным или муниципальным вузом осуществляет выборный представительный орган — учёный совет, в состав которого входит и президент, и ректор.
Обычно по устоявшейся практике, президентом высшего учебного заведения становится его бывший ректор. При этом совмещение должностей ректора и президента не допускается.