Биометрические банкоматы прошли первое тестирование. Как снять деньги по изображению лица

487
6 минут
Биометрические банкоматы прошли первое тестирование. Как снять деньги по изображению лица

В России начали тестировать банкоматы с функцией распознавания лиц, для обслуживания в них не нужно иметь при себе карту.

Пилотные проекты с использованием биометрии запустили «Тинькофф» и Сбербанк, а ВТБ планирует внедрить новую технологию в 2020 году.

Как показывает первый опыт применения новейших технологий, самая надежная и безопасная биометрическая модальность - рисунок вен ладони. Однако для его распознавания и сбора требуется дорогостоящее оборудование.

Так что пока банки аккумулируют в своих базах данных и в Единой биометрической системе (ЕБС) только слепки лица и голоса. В ЕБС хранится только 115 тыс. образцов.

Ранее ВТБ начал тестировать банкоматы с видеосвязью, через которые можно в онлайн-режиме получить консультацию сотрудника.

В тоже время в ЕБС опасаются внедрять такую функцию из-за рисков мошенничества.


Сбербанк пилотирует технологию лицевой биометрии на нескольких устройствах самообслуживания в офисах, где не работают с клиентами, сообщили «Известиям» в госбанке.

Несколько десятков автоматов, которые могут распознать по лицу все 13 тыс. сотрудников «Тинькофф», уже тестируют в московских торговых центрах.

Представители  кредитных организаций полагают, что у устройств самообслуживания с функцией распознавания лица хорошие перспективы с точки зрения клиентского опыта.

В банке «Тинькофф» по итогам пилотного проекта планируют масштабировать идентификацию по лицу на всех клиентов с учетом изменений в законодательстве.

ВТБ планирует запуск АТМ  (автоматических банкоматов) с распознаванием слепков лица уже в 2020 году. Это позволит предоставлять клиентам новые услуги, например, выдачу наличных без карты.

Кроме того, возможность использования биометрии в банкоматах сейчас рассматривается в Промсвязьбанке и Ак Барс Банке. За новыми тенденциями в этой области следят и в Райффайзенбанке.

Как считает руководитель направления развития сервисной модели в дистанционных каналах Ак Барс Банка Марина Хайруллина, хотя идентификация по лицу повышает удобство и скорость самообслуживания, пока на рынке такие технологии не получили распространения.

Дело в том, что пока нельзя быть уверенным в их максимальной безопасности и низкой доле ошибки. 

Что нужно для обслуживания в банке без карты по биометрии

Для обслуживания без карты по биометрии клиенты должны сдать слепки лица и голоса во внутренние базы данных банков или в Единую биометрическую систему (ЕБС) ЦБ.

В России более 100 млн банковских клиентов, таким образом, за полтора года слепки лица и голоса сдали около 1% пользователей финансовых услуг, отмечают аналитики.

Как известно, самая точная биометрическая модальность - рисунок вен ладони. Вероятность, что эта технология «пропустит чужого» в среднем в полтора раза ниже, чем у биометрии по лицу.

Отпечаток ладони сложнее всего подделать, поскольку получить его можно только с помощью спецоборудования, а сфальсифицировать с помощью макета невозможно - считыватель определяет теплоту руки.

В то же время распознавание рисунка вен ладони требует дорогостоящего переоборудования банкоматов, а также - закупки дополнительной техники для сбора отпечатков.

Другие же биометрические модальности, такие как фото или отпечатки пальцев, лучше использовать в АТМ не для идентификации клиента, а в качестве защиты от мошенников - как дополнительный фактор подтверждения личности.

Сегодня кредитные организации в праве использовать свои биометрические базы данных для распознавания клиентов в банкоматах, но ЕБС позволит им не тратить деньги на обеспечение безопасности при хранении слепков.

Как считает руководитель отдела аналитических исследований «Высшей школы управления финансами» Михаил Коган, большинство россиян пока не готовы довериться технологии биометрической идентификации из-за психологических барьеров.

Россияне также опасаются за безопасность слепков. Оборудование с возможностью идентификации по лицу - имиджевый шаг, который позволяет кредитной организации себя позиционировать как лидера в технологических инновациях, а не требование рынка.

Банкиры осознают, что дополнительный биометрический модуль повышает стоимость ATM на 5–20%, тогда как одно устройство стоит до 1,5 млн рублей. При этом из-за низкой востребованности технология не повлияет на срок окупаемости инвестиций в банкоматную сеть..

Но тем не менее, по прогнозам Михаил Когана, в будущем биометрические банкоматы станут обыденностью. Михаил Коган ожидает, что в этом отношении Россия будет идти быстрее Европы, опираясь на опыт Азии, где население имеет высокий интерес к внедрению инноваций в повседневную жизнь

Биометрия как фактор, дополнительно удостоверяющий личность, уже подтвердила свою эффективность - она дает погрешность в несколько десятых долей процента.

Но пока о высокой точности, когда биометрия используется как основной фактор идентификации, говорить преждевременно.

Самыми надежными АТМ будут те, которые используют сразу несколько признаков, например, одновременно отпечаток ладони и слепок лица.

Как собирают биометрические данные граждан через смартфоны

Новый слепок - рисунок вен ладони – станет популярным уже в 2020 году, потому что такой способ идентификации признан наиболее точным и безопасным.

На сегодня в крупнейших банках такую технологию считают перспективной и уже используют, например, для доступа к сейфам. Пока слепок вен ладони, скорее всего, не будет обязательным для сбора в систему, но сможет использоваться банками, если у человека травмировано лицо или есть проблемы с голосом.

Отпечаток рисунка вен ладони активно тестируется для дальнейшего применения в финансовой сфере. Такой слепок обеспечивает наиболее высокий уровень защиты от подделки: он уникален у каждого человека, кроме того, в отличие от отпечатка пальца ладошку нельзя скопировать, например, силиконом.

Так как отпечаток позволяет считать движение крови в руке человека, он защищен от дублирования на уровне liveness (проверки, что это живой человек).

Как отметили в «Ростелекоме», рисунок вен ладони тестировался, например, для аккредитации и прохода на форум финансовых технологий «Финополис» в начале октября в Сочи наряду с лицевой биометрией, хранящейся в ЕБС.

По статистике компании, всего по биометрии на мероприятие прошли около 1,5 тыс. раз - каждый пятый участник форума.

У каждой кредитной организации свои условия сбора биометрических данных. Так, например, Сбербанк стал собирать биометрические данные граждан через их личные смартфоны: соответствующая функция появилась в его мобильном приложении.

Теперь клиенты Сбербанка могут сдать свои слепки, находясь дома. Однако затем их всё равно нужно будет подтвердить: голос - через звонок в колл-центр, а лицо - посетив отделение.

В то же время «Ростелеком» не спешит внедрять аналогичную функцию в Единую биометрическую систему (ЕБС), поскольку видит в новации киберриски и возможности для мошенничества.

Специалисты «Ростелекома» опасаются, что саморегистрация несет риск подмены биометрии: в случае кражи устройства данные могут быть зарегистрированы на другого человека.

При самостоятельной регистрации сложно создать качественный шаблон, поскольку не каждый телефон поддерживает требуемую четкость изображения, и из-за этого могут возникнуть случаи мошенничества с подменой голоса и лица. Этот вариант несет в себе и другие риски. Например, в смартфоне клиента не исключены вирусы.

Материалы по теме "Банки, вклады, деньги"


Рекомендуем

Новости партнеров

Загрузка...