Система расчёта стоимости ОСАГО изменится. На сколько подорожает автострахование?

2948
5 минут
Система расчёта стоимости ОСАГО изменится. На сколько подорожает автострахование?

Госдума планирует рассмотреть в осеннюю сессию правительственный законопроект, предполагающий изменение системы расчёта стоимости полиса «автогражданки».

Данный документ предполагает с 1 января 2020 года отмену территориального коэффициента, а с 1 октября того же года - коэффициента мощности двигателя легкового автомобиля.

Вместо этого страховщикам дадут возможность снова увеличить тарифный коридор сначала на 40, а потом ещё на 30 процентов, а также устанавливать собственные коэффициенты для своих клиентов.


Напомним, что с 9 января 2019 года вступили в силу нормативные акты Банка России о тарифах на ОСАГО, согласно которым тарифный коридор по обязательной «автогражданке» был расширен на 20 процентов вверх и вниз.

Помимо этого новация включала пункт о реформировании коэффициента «возраст-стаж» - вместо четырёх градаций возраста и стажа он теперь содержит 58 степеней, благодаря чему опытные водители получили дополнительные скидки.

С этого года самая большая скидка - семь процентов - устанавливается для автомобилистов в возрасте от 59 лет и со стажем от шести лет. Для молодых водителей со стажем менее трёх лет тариф был, наоборот, повышен.

В то же время изменился и коэффициент бонус-малус (КБМ), который рассчитывается в зависимости от наличия или отсутствия страхового возмещения. Теперь при наличии нескольких КБМ за автовладельцем, например если он совершил перерыв в вождении, закрепляется один - самый низкий, и он больше не «сгорает».

Как было заявлено ранее, первый этап перехода к более справедливому индивидуальному определению стоимости полиса ОСАГО для автомобилистов.

Согласно новому законопроекту одновременно с отменой коэффициентов по мощности и территории предполагается дать страховщикам право назначать базовый тариф с отклонением вверх и вниз от границ установленного регулятором тарифного коридора на 40 процентов, а затем ещё на 30 (сейчас тарифный коридор установлен ЦБ в размере 2746-4942 рубля).

Кроме того, вполне возможно, что с 1 января 2020 года будет повышен лимит страховой выплаты за вред жизни и здоровью в ОСАГО с нынешних 500 тысяч рублей до двух миллионов рублей, аналогично той компенсации, которая уже сейчас положена, в частности, пассажирам автобусов.

Документ, который готовят к рассмотрению в Госдуме, предполагает введение новых повышающих коэффициентов за злостные нарушения правил дорожного движения, а кроме того, возможность для страховых компаний устанавливать собственные коэффициенты для своих клиентов, ориентируясь на историю их нарушений и характеристики вождения.

С этой целью владельцам машин предложат установить внутри специальное телематическое устройство, фиксирующее манеру езды водителя.

По мнению первого заместителя председателя Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслава Лысакова, несправедливые коэффициенты по мощности двигателя и по территории следовало отменить уже давно, так как они не связаны с частотой страховых случаев.

Законодатель в данном случае согласен с разработчиками документа. Однако автовладельцам не удастся сэкономить на стоимости ОСАГО, так как взамен страховщики получат возможность вновь расширить тарифный коридор и поднять цены на полисы.

В то же время надо учесть, что когда страховщики говорят о либерализации системы ОСАГО, они вовсе не имеют в виду свободный рынок. Да и каким он может быть свободным, если первая буква в аббревиатуре системы означает «обязательное».

В то же ревмя деятельность страховщиков абсолютно не прозрачна, что позволяет им рисовать себе любые убытки, повышая расходные статьи в бюджетах и тем самым мотивируя очередное повышение тарифов. Такое мнение высказал федеральный эксперт по вопросам страхования и защиты прав автомобилистов Сергей Кузин.

«Когда страховщики говорят о либерализации системы ОСАГО, они вовсе не имеют в виду свободный рынок. Как он может быть свободным, если первая буква в аббревиатуре системы означает «обязательное». Торговец на рынке не станет продавать, скажем, арбуз по 100 рублей за килограмм, потому что его никто не станет покупать. Но если россиян обяжут в месяц покупать по арбузу, то продавцы могут делать всё, что вздумается», – разъяснил Кузин.

Эксперт считает, что расширение тарифного коридора вверх и вниз на самом деле предоставляет дополнительные возможности для «пылесосов рынка».

Есть немало мелких страховых компаний, которые изначально настроены на то, чтобы собрать большое количество взносов с помощью максимально заниженной цены на полисы ОСАГО, а затем обанкротиться, выведя деньги в офшоры.

«Компенсации пострадавшим выплатит Российский союз автостраховщиков (РСА) из своего резервного фонда, но формируется-то он из премий, полученных с автовладельцев», - считает Кузин.

Не надо забывать, что целью реформы является расчёт индивидуальной цены ОСАГО для каждого водителя в зависимости от степени риска, который он представляет на дороге.

По существующему правилу лихачи и аккуратные водители платят за полис одинаково. В связи с этим законопроект разрешает страховщикам применять свои коэффициенты для клиентов, установивших в авто специальные телематические устройства. Вопрос в том, насколько это отвечает интересам автовладельцев?

Возникают сомнения в виду того, что, во-первых, не существует официальных нормативов для дополнительных коэффициентов. «Кроме того, страховая компания получает информацию, причём очень широкого спектра - как вы ездите, куда и когда, но вы не знаете, как она распорядится этими данными. А станет ли дешевле от этого полис, никто не знает», – разъясняет эксперт.

По мнению председателя Комитета Госдумы по финрынку Анатолия Аксакова, реформирование системы ОСАГО вызвано необходимостью перехода на более справедливые тарифы, чтобы добропорядочный водитель платил меньше.

«Могу сказать, что мы внимательно посмотрим и изучим все моменты, вызывающие опасения у экспертов. Поскольку законопроект необходимо принимать уже этой осенью, наше решение должно быть взвешенным», подчеркнул парламентарий.

Материалы по теме "Страхование"

Рекомендуем

Загрузка...