; Страховые компании должны возмещать реальный ущерб виновника аварии. Разъяснение Верховного суда

Страховые компании должны возмещать реальный ущерб виновника аварии. Разъяснение Верховного суда


22 Января 2019
Просмотров: 3926

Единая методика расчета стоимости восстановительного ремонта машины не может рассматриваться в качестве исключения из общего правила об определении размера убытков

Страховые компании должны возмещать реальный ущерб виновника аварии. Разъяснение Верховного суда

Если для восстановления автомобиля потребовалось использовать новые материалы, то расходы на них включаются в реальный ущерб. Даже если стоимость имущества после этого восстановления возросла.

Понятно, что неподготовленному человеку понять такую формулировку непросто. Но попробуем объяснить. В аварию не по своей вине попал автомобиль, у которого в клочья разорвало задний бампер, изогнуло заднюю балку, раскололо задний тормозной диск.

По закону в данной ситуации страховая компания виновника аварии должна возместить ущерб. А если она не может этого сделать, направив машину на ремонт, то выплачивает ущерб деньгами.

Интересно, что при таком возмещении учитывается износ деталей. Делается это для того, чтобы за счет страховщиков человек не обогащался. У него 10-летний автомобиль. Но - бах - авария. И вот уже - новый бампер, новые задние фонари...

В то же время, если для устранения повреждений машины использовались новые материалы, то расходы на них включаются в состав реального ущерба полностью.

Однако при оплате ремонта вступает в силу правило, что учитывается износ транспортного средства. Тогда автовладелец ремонтирует машину за свой счет, а страховая компания возмещает ему ущерб с учетом этого износа.

Иными словами, владельцу приходится доплачивать. Таким образом, в приведенной истории мастерская должна установить новый бампер и новую заднюю балку. Но страховщик оплатит за них лишь часть стоимости. Кстати, тормозные системы учитываются без износа стоимости.

В то же время Верховный суд посчитал, что такая политика не совсем правильная. Некая Ольга Арепьева попала в аварию не по своей вине. Она обратилась к страховщику в порядке прямого возмещения ущерба. Страховщик выплатил ей 232,5 тысячи рублей.

Получилось так, что для восстановления машины этого не хватило. По оценкам независимого эксперта, даже с учетом износа стоимость восстановления автомобиля составляла 450 тысяч. Плюс утрата товарной стоимости - 77 тысяч.

На дополнительные затраты страховщик не прореагировал. А сам виновник аварии попросил суд назначить автотехническую экспертизу. Согласно ей стоимость ущерба с учетом износа составила 218 тысяч рублей. А вероятная утрата товарной стоимости - 43 тысячи.

А так как страховщик заплатил больше, то суд посчитал конфликт исчерпанным. Апелляционный суд с этим согласился.

С такой постановкой вопроса не согласился Верховный суд. Он напомнил, что вред имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме. К реальному ущербу в результате ДТП, наряду со стоимостью ремонта и запасных частей, относится также утраченная товарная стоимость.

В данном случае имеется в виду уменьшение стоимости автомобиля, вызванное преждевременным ухудшением товарного или внешнего вида, а также его эксплуатационных качеств.

Кроме того, Верховный суд напомнил, что если для устранения повреждений использовались новые материалы, то за исключением случаев, установленных законом или договором, расходы на такое устранение включаются в состав реального ущерба истца полностью.

Однако, несмотря на то, что стоимость может увеличиться по сравнению с его стоимостью до повреждения, размер подлежащего выплате возмещения может быть уменьшен, если ответчиком будет доказано, что существует иной, более разумный и распространенный в обороте способ исправления таких повреждений.

Верховный суд также указал, что Единая методика расчета стоимости восстановительного ремонта машины не может рассматриваться в качестве исключения из общего правила об определении размера убытков. А поэтому не препятствует учету полной стоимости новых деталей, узлов и агрегатов при определении размера убытков.

В решении ВС есть разъяснение, что сам принцип полного возмещения убытков в случае повреждения машины предполагает, что в результате потерпевший должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы его право собственности не было нарушено. То есть если бы в него никто не врезался.

Подписывайтесь на каналы "Informatio.ru" в TamTam или присоединяйтесь в Facebook, добавляйте нас в Яндекс.Дзен или приходите в группу ВКонтакте, если хотите быть в курсе главных событий в Москве и регионах РФ.

Другие новости раздела

RSS
«Автодор» ввел новые расценки. Сколько теперь будет стоить проезд по платным дорогам?
18.04.2019 / Автомобили
С середины апреля вводятся сезонные тарифы на проезд по платным участкам трех автотрасс - М-3 «Украина», М-4 «Дон» и М-11 «Москва-Санкт-Петербург»
Водителям придется заплатить повышенный штраф за превышение скорости на 10-20 километров в час
15.04.2019 / Автомобили
МВД выступает с инициативой ужесточить наказание даже за малейшее превышение скорости
С 15 апреля 2019 года начнут действовать новые расценки на проезд по платным дорогам
10.04.2019 / Автомобили
Государственная корпорация «Автодор» введет сезонные тарифы на проезд по платным участкам трех автотрасс - М-3 «Украина», М-4 «Дон» и М-11 «Москва-Санкт-Петербург»
Автомобилистам придется платить два новых налога: экологический и утилизационный
09.04.2019 / Автомобили
Минфин опубликовал обновленную редакцию законопроекта о включении неналоговых платежей в Налоговый кодекс
Порядок согласования программ обучения новых водителей вступает в силу с 7 апреля 2019 года
02.04.2019 / Автомобили
Автошколы и ГИБДД должны будут согласовывать между собой основные программы по обучению будущих водителей.