Банк России не удовлетворяет то, как банки относятся к его проекту внедрения удаленной идентификации клиентов (по записи голоса и снимку лица), и выпустил специальные рекомендации на этот счет.
В то же время банки согласны, что Единая биометрическая система (ЕБС) пополняется медленно, но объясняют это низким спросом на новую услугу.
Рекомендации Банка России должны помочь банкам ускорить процесс регистрации в ЕБС и в системе портала госуслуг, сократить количество технических накладок, сделать сам факт возможности сдать биометрические образцы заметным для клиентов и правильно информировать их об этом.
Теперь в главном меню терминалов электронной очереди должна появиться отдельная "биометрическая" кнопка, а на главной странице сайта банка и его мобильного приложения - информация о том, что клиентом можно стать с помощью удаленной идентификации.
Согласно данным оператора ЕБС - "Ростелекома", возможность получать финансовые услуги с помощью удаленной идентификации до сих пор поддержали только четыре банка.
На сегодня биометрию собирают уже 150 банков. Принимать биометрические образцы банки обязывает закон (к 1 июля они должны обеспечить сбор в 60 процентах своих отделений, к началу 2020 года - повсеместно).
Однако вопрос, принимать ли новых клиентов только по голосу и лицу, остается всецело на их усмотрение. Многие банки планируют начать предоставление услуг с помощью биометрической идентификации в этом году.
Россиянам предстоит замена паспортов. У каждого гражданина появится свой «метапрофиль»
Во-первых, не все банки пока принимают биометрию, во-вторых, клиенты еще только привыкают к этой возможности и начинают понимать ее преимущество. Вот когда накопится критическая масса клиентов, то, надо полагать, система начнет развиваться быстрыми темпами.
В основе своей клиенты банков пока не понимают ценности использования биометрической идентификации, а также опасаются утечки данных третьим лицам, например, коллекторам или передачи в силовые структуры без уведомления клиентов, - объясняет крайне медленный рост числа граждан, сдавших биометрию.
Более того, были прецеденты, когда банки собирали биометрические данные, но использовали их для собственных нужд, не передавая в единую систему.
Чтобы не возникало конфликтов между Единой биометрической системой и аналогичной системой отдельного банка посвящен особый пункт в рекомендациях ЦБ: "в целях исключения случаев введения клиента в заблуждение о факте его регистрации в ЕБС" банку следует информировать клиента о том, в какую именно базу передаются его данные.
Биометрическая идентификация может получить развитие при популяризации ее преимуществ и расширении возможностей использования биометрических данных, считает Андрей Шурыгин, руководитель дирекции биометрических технологий Почта Банка (один из четырех банков, уже принимающих клиентов на обслуживание через биометрическую идентификацию).
Шурыгин полагает, что интерес к сдаче биометрических шаблонов проявляют не только жители "миллионников", но и небольших городов, например, Александрова во Владимирской области, Славянска-на-Кубани в Краснодарском крае, в Смоленске.
Россияне получили доступ к своему кредитному рейтингу: как его узнать и зачем он нужен
Заместитель председателя Банка России Ольга Скоробогатова на Уральском форуме в феврале в качестве одной из основных причин трудностей со сбором биометрии называла длительность процесса.
Так, в среднем граждане, согласно проведенному Банком России опросу, готовы регистрироваться в Единой биометрической системе, если это занимает не больше 5 минут.
Сейчас, по статистике Центробанка, в зависимости от банка он занимает от 10 до 25 минут.
Как и ожидалось, первыми стали открывать вклады и подавать заявки на кредит с использованием биометрической идентификации экономически активные люди от 20 до 50 лет.
Альфа-Банк, например, реализовал очень простую и быструю для клиентов и для сотрудников процедуру сбора данных. Разработанное банком приложение дает графические и текстовые подсказки оператору для быстрого фотографирования и записи голоса.
В этом банке в среднем процедура сбора занимает около 5 минут". Такое же время называют и в банке "Ак Барс". В Совкомбанке данный процесс занимает от 5 до 7 минут. В Промсвязьбанке регистрация данных занимает 10 минут.