По всей России внедрят систему долговременного ухода за больными. Как работает «Система Забота»

4247
13 минут
По всей России внедрят систему долговременного ухода за больными. Как работает «Система Забота»

На форуме «Здоровое общество. На пути к цели: 80+», проходящем в Сочи, министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин заявил, что технологии долговременного ухода, апробированные в пилотных регионах, будут распространены по всей России к 2022 году.

Так, по словам Максима Топилина, уже с 2020 года на систему долговременного ухода регионам будут выделено 2 млрд рублей. «Это очень серьезные деньги. Мы сможем обеспечить систему прежде всего такого выявления потребностей пожилых людей, это самое главное, чего сейчас не происходит», - сказал министр.

Заметим, что долгосрочный проект по созданию системы долговременного ухода реализуют Министерство труда и социальной защиты РФ в партнерстве с фондом «Старость в радость» и Агентством стратегических инициатив.

Суть этой инициативы заключается в выявлении граждан, которых система до этого не замечала, типизации (разработке программы работы госорганов с человеком) и организации компенсации функциональных дефицитов человека - выполнении работы по обслуживанию.

Напомним, что разработка системы началась в апреле 2018 года, а пилотный проект стартовал с июля в шести субъектах: Рязанской, Тульской, Псковской, Новгородской, Костромской и Волгоградской областях.

Теперь, согласно новому плану, во второй год реализации пилотного проекта количество регионов увеличится до 12, а на третий - до 18 субъектов.

Уход за людьми старшего поколения вне больничных стен

Уход на дому за людьми старшего поколения давно практикуется за границей. Для такого вида ухода наиболее применим термин community care (дословно - общественный уход).

Сommunity care – обозначает уход за людьми старшего поколения вне больничных стен. Иными словами, это – обслуживание на дому, обучение, развлекательные мероприятия, которые объединяют людей старшего возраста.

В таких странах, как США, Канаде, Австралии, Великобритании и Японии тех, кто занимается уходом за пожилыми людьми, выделяют в отдельную профессию community nurse (общественная сиделка). От обычных сиделок их отличает то, что их услуги предоставляются не на уровне государственных медицинских учреждений, а силами НКО.

Заметим однако, что сама концепция community care совсем не нова. В США работа таких специалистов с пожилыми регламентирована Community Care Act, который появился еще в 1993 году. Там подробно описаны компетенции: физиотерапия, паллиативный уход, психиатрическая помощь, познания в диетологии и многое другое.


«Community care – это не что-то новое. Долговременный уход существует и развивается у нас также как в других странах, - рассказал руководитель программ Фонда Тимченко Вадим Самородов. - Конечно, женщина, которая ухаживает за пожилыми родителями, или пенсионерка, которая навещает пожилую соседку, не скажут о себе, что они часть community care. Однако новым здесь является лишь термин. Это пора признать, оценить и помочь людям, создав систему координации».

У нас в стране  термин community care чаще используется социологами. Программы, предназначенные для пенсионеров, именуются «активное долголетие», «активный возраст» и так далее.

Так сложилось, что в России за большинством людей старшего поколения (по оценкам социологов – 98%) ухаживают их родственники. Это далеко не всегда удобно тем, кто должен одновременно ухаживать за пожилыми родителями и собственными детьми. Социологи называют таких людей «поколение сэндвич».

Что такое «поколение сэндвич» и проект «Баба-Деда»

«Поколение сэндвич» - это когда человек оказывается зажатым между двумя поколениями. Вы должны ухаживать за своими детьми, помогать внукам, но у вас есть и престарелые родители.

Не будем забывать однако, что, помимо этого, сейчас происходит и повышение пенсионного возраста. Людям будет совсем тяжело – им трудно будет брать на себя заботы о внуках и других членах семьи», - пояснила основатель проекта «Баба-Деда» Анастасия Лазибная.

Да еще при этом далеко не все россияне хотят, чтобы их родители отрывались от дома и получали образование, посещали  мероприятия.

«Проект «Баба-Деда» - это федеральный портал для людей старшего возраста. Основной задачей было собрать максимум информации о специализированных программах для людей старшего поколения. Мы понимали, что люди старшего возраста, выходя на пенсию, часто не знают, чем занять свободное время, которое у них появилось. Наша цель – дать им новые смыслы жизни, новые хобби и новую социальную среду», - поясняет Анастасия Лазибная.

Сегодня однако далеко не во всех странах люди «поколения сэндвич» воспринимаются как некие жертвы обстоятельств. Так, в Израиле дети на законодательном уровне обязаны заботиться о престарелых родителях. Но есть в этом и определенные бонусы.

Так, например, жители Израиля, которые ухаживает за пожилыми, могут брать больничные по уходу за родными. Если человек увольняется из-за необходимости ухаживать, то получает выплаты. Если помогает родителям финансово - получает налоговый вычет. Также можно пропускать на работе до шести недель в году по уходу за родственником.

В России хотят объединить разностороннюю помощь под одной крышей

По разным причинам, далеко не все люди старшего поколения могут рассчитывать на поддержку своих детей и родных. При этом потребность в медицинской помощи часто соседствует с необходимостью в общении.

Так что в последнее время наблюдается тенденция последних десятилетий – объединять разностороннюю помощь под одной крышей. Яркий пример таких организаций в России - благотворительный центр «Хэсэд Авраам», который с 1993 года работает в Петербурге.

Если изначально он помогал представителям старшего поколения еврейской общины, то с 2003 года оказывает поддержку вне зависимости от национальности и вероисповедания. Один раз в две недели одинокие пожилые люди собираются в центре, чтобы пообщаться, посетить экскурсии, концерты, образовательные курсы и многое другое.

Все желающие  также могут воспользоваться услугами «Хэсэда» - получить консультацию врача, посетить парикмахера и многое другое. Волонтеры центра – тоже люди старшего поколения.

И что еще немаловажно, маломобильные пожилые люди могут воспользоваться услугами социальной помощи на дому. Благотворительный центр предоставляет под залог реабилитационное оборудование.

Благотворительный центр «Хэсэд» сотрудничает и с другими организациями. Так, 7 октября уже упомянутый ранее портал «Баба-Деда» проведет на его территории традиционный «Подиум зрелой красоты».

«Это не показ мод, а показ людей. Наша задача - привлечь внимание СМИ и общества к позитивному восприятию возраста. Образ поколения поменялся – люди теперь другие. Мы, используя формат модного показа, продвигаем социальную идею», - рассказала Анастасия Лазибная.

Новые знания для пожилых

Как говорят, учиться никогда не поздно. Помимо медицинского ухода, для многих людей старшего поколения важно получать новые знания. Например, в Японии образование у пожилых регулируется пересмотренным Фундаментальным законом об образовании (2006 год) и Актом о продвижении долговременного обучения (1990 год).

В этой стране в реализации программ заняты министерства образования, культуры, спорта, науки и технологии, а также префектуры.

Интересно, что в Открытом университете Японии во втором семестре 2008 года студенты 60+ составляли 15%. В культурных центрах почти половину слушателей составляют пожилые женщины - 27,4% старше 60-ти и 18% старше 50%. Еще 10% - мужчины 60+.

В нашей стране уже открыто большое количество курсов компьютерной грамотности для людей старшего возраста. Но здесь есть несколько подводных камней.

«Вопрос в том, какие задачи ставятся перед этими программами. Многие из них включают в себя самые базовые навыки, а люди становятся более продвинутыми – им этих знаний мало, - рассказала Лазибная. - Мы считаем, что пора думать над следующими этапами, чему следует обучать после этих программ».


Анастасия Лабизная также считает, что часто не хватает качественных программ, после которых человек может трудоустроиться. Та база, которая ему дается, – как найти что-то в интернете, загрузить файлы и т.д. Этого, по ее мнению недостаточно для обретения новой профессии. Потребность в дальнейшем обучении есть.

Нередко бывает так, что люди старшего возраста не всегда могут сформулировать, чему именно они хотят обучиться. Вряд ли кто-нибудь из них скажет, что хотел бы обучиться 3D-печати. Он про нее обычно ничего не знает. Но курсы по обучению новым технологиям, скорее всего, будут востребованы и полезны.

Как показывает зарубежный опыт, плодотворный уход за людьми старшего поколения вне больничных стен не может ограничиваться только работой сиделок  или проведением развлекательных мероприятий.

Нам нужен системный подход к тому, чтобы сделать жизнь пожилых людей полноценной и интересной, помочь им обучиться новым навыкам и не чувствовать себя брошенными.

В настоящее врем в России можно наблюдать зачатки того, что во многих странах получило название community care. Вероятно, в будущем мы увидим, как концепция долговременного ухода за людьми старшего поколения получит свое развитие.

Как изменится жизнь старшего поколения в ближайшие годы

На Всероссийском форуме «Россия – территория заботы» в центре внимания оказались нужды и проблемы людей старшего возраста.

Во ходе дискуссии «Практики заботы: идеи и решения» эксперты обсудили российские проекты поддержки людей старшего поколения, новые технологии в сопровождении и реабилитации, а также дома будущего для пожилых людей.

В этом году тестирование системы долговременного ухода за пожилыми людьми и инвалидами началось в шести регионах России. Проект, инициированный некоммерческой организацией - фондом «Старость в радость», получил поддержку государства.

Так, в августе 2017 года Президент России поручил фонду выстроить жизнеспособную гибкую модель системы долговременного ухода, которую можно будет применять во всех регионах страны, учитывая экономическую и демографическую ситуацию.

В настоящее время помогают людям старшего поколения и коммерческие организации. Например, «Senior Group» с 2007 года оказывает услуги по уходу за пожилыми людьми и реабилитации - на дому и в шести собственных гериатрических центрах. Компания помогает 2 тыс. человек, всего же, по словам генерального директора организации Алексея Сиднева, в постоянной посторонней помощи в России нуждаются порядка 3 млн человек, из них около 600 тыс. нужен стационарный уход.

Алексей Сиднев считает, что при правильной организации системы в стационарное учреждение должны попадать только те, кому нельзя обеспечить должный уход дома, потому что «лучше, чем дома, не бывает нигде».

На сегодня в государственных учреждениях, по словам директора «Senior Group», помимо людей в тяжелом состоянии находятся и те, кому можно оказывать помощь на дому.

«Примерно трети людей можно организовать помощь дома - так будет дешевле и комфортнее для них самих. Эти люди занимают места в стационаре, которые могли бы достаться тем, кому невозможно оказать помощь на дому», - полагает Сиднев.

Важно отметить, что уже сегодня дома можно применять технологии, которые помогут продлить период самостоятельности и автономности человека. Сейчас, рассказал Алексей, появились недорогие датчики, которые считывают движения пожилого человека и затем отслеживают его поведение. В случае каких-либо нетипичных действий родственники получают тревожный сигнал.

Для чего нужен робот-тюлень

Участникам форума продемонстрировали белоснежного тюленя-робота, который «работает» в отделении для людей с когнитивными нарушениями. Тюлень запоминает лица подопечных, привыкает к ним и потом приветствует знакомых радостным писком, то есть ведет себя как настоящий домашний питомец.

«Это великолепное терапевтическое средство, и таких приспособлений очень много: есть датчики падения, есть искусственный интеллект, который может предугадать падение за 30 секунд до происшествия. Да, технологии никогда не заменят любви, но они помогают использовать эту любовь так, чтобы людям в учреждениях было комфортно, безопасно и они чувствовали себя личностями», - считает Алексей Сиднев.

В том случае, когда человек все-таки оказывается в стационаре, важно сделать так, чтобы он не чувствовал себя одиноким, считает Сиднев.

Хорошо бороться с одиночеством можно с помощью дизайна пространства: в гериатрических центрах «Senior Group» делают такие планировки, чтобы пожилой человек, выходя из своей комнаты, оказывался сразу в общественном пространстве рядом с другими людьми.

Дизайн помогает не чувствовать себя оторванным от общества. Сотрудников, которые ухаживают за пожилыми людьми, нужно вдумчиво подбирать и специально обучать общению с подопечными. Это должны быть люди с нулевым уровнем агрессии, которые будут видеть за болезнью личность.

Как работает «Система Забота»

Еще одна коммерческая организация, которая помогает пожилым людям как можно дольше оставаться в привычной среде рядом с близкими людьми - служба социальной поддержки «Система Забота» из Санкт-Петербурга. Ее отделения представлены в 143 населенных пунктах России.

Как рассказал генеральный директор компании Константин Лившиц, в первую очередь сотрудники подключили всех пожилых людей к так называемой «тревожной кнопке», и люди получили круглосуточное сопровождение.

«Мы сопровождаем людей в решении бытовых, медицинских, социальных и психологических проблем. Сейчас эту услугу у нас приобретают пожилые люди, дети для своих родителей и государственные органы социального обеспечения», - отметил Лившиц.

На втором этапе планируется создание патронажной службы. По мнению Лившица, эта ниша в России пока не заполнена качественными услугами. Занимаясь патронажем, сотрудники компании поняли: самая большая проблема - научить отобранных работников правильно работать с пожилыми людьми в разных состояниях.

При реабилитации пожилых не менее важна и компетентность сотрудников - этим «Система Забота» тоже начала заниматься.

Основная проблема в том, что появляется большая группа людей, которые имеют реабилитационный потенциал, но не реабилитируются дома. Пожилой человек выписывается из стационара, и дома им никто не занимается.

После  изучения зарубежного опыта специалисты разработали такую концепцию: нужно разместить узловые реабилитационные центры в городах и малых населенных пунктах, в бригаде должно быть шесть специалистов по реабилитации, а центры для групповых занятий следует располагать неподалеку от места проживания клиентов.

Руководитель службы абсолютно уверен, что в итоге у него получилась полноценная экосистема: сопровождение, патронаж и реабилитация, которая помогает сохранить пожилого человека в добром здравии.

Но в  тоже время надо понимать, что высокоэффективный сервис может быть налажен только во взаимодействии органов власти, НКО и бизнеса.

Как известно, люди старшего поколения, которые в состоянии обслуживать себя самостоятельно, зачастую стремятся жить отдельно от детей и внуков. Девелоперские компании делают ставку на покупателей старшего возраста или, как называют таких людей, «новых старших», и проектируют жилые дома с учетом их потребностей.

Архитектор и преподаватель МАРХИ Мария Троян считает, что формально в эту категорию населения попадают люди 55-70 лет, но возраст не играет здесь особого значения: речь идет об активных городских жителях с новыми потребностями.

По словам Троян, недавно ведущие российские риэлторские агентства провели ряд исследований, которые помогли понять, чего ждут «новые старшие» от жилья.

«Существуют пока редкие у нас форматы, например, «сити-хаус» – жилье на первом этаже с террасой. Как известно, первые этажи продаются плохо, но такие квартиры часто предпочитают люди старшего поколения», - рассказала Мария.

Риелторы замечают, что на сегодня около трети всех покупателей недвижимости - это люди старшего поколения. Они выбирают небольшие квартиры, зачастую студии, с балконом или террасой. Ради того, чтобы разъехаться с детьми, люди готовы менять большие трехкомнатные квартиры на жилье поменьше.

Люди старшего возраста предпочитают минимальную удаленность от детей и доступ к городской инфраструктуре. Кроме того, «новым старшим» важны многофункциональность окружающей среды и добрососедство.

Понятно, что люди, как правило, меняют свое жилье с целью повышения качества жилой среды. Выбирают в основном новостройки - там есть новая инфраструктура, просторные подъезды и лифты, входные группы без лестниц. При этом в новых домах большая планировочная вариативность.

У нас в России подобные проекты жилья обычно существуют пока только на бумаге, но в Европе, по словам Троян, они успешно реализуются уже не один десяток лет.

Но в то же время нельзя исключить, что, если исследования риэлторских агентств окажутся верными, то через десяток лет в России должны появиться жилые кварталы с доступной средой, развитой инфраструктурой и хорошей транспортной доступностью, где главными покупателями недвижимости станут активные пожилые люди.

Материалы по теме "Социальная политика"

Рекомендуем

Загрузка...