Разработан стандарт дорожного движения, предполагающий новые правила кругового движения и установку квадратных светофоров.
Турбоперекресток – подкат с поворотом – и светофоры с квадратными секциями вместо круглых хотят предусмотреть в предварительном национальном стандарте (ПНСТ).
Если стандарт примут, то популярные в Европе турбоперекрестки, позволяющие автомобилистам меньше перестраиваться при круговом движении, появятся и у нас. Но сначала их протестируют в Москве.
Как пояснил руководитель проектного технического комитета «Удобная дорога» при Росстандарте Александр Шумский, проект нового ПНСТ также предполагает, что дорожная разметка станет менее скользкой, на «зебрах» появятся датчики движения, а проезжую часть перед пешеходными переходами начнут сужать.
Как считают в Федерации автовладельцев России, новые стандарты будут актуальны только для Москвы и Санкт-Петербурга.
Кстати, часть из вошедших в проект предварительного национального стандарта предложений уже используется в том или ином виде на российских дорогах, но не закреплена в ГОСТах –– например, разметка «вафельница» и диагональные пешеходные переходы.
В документе есть также и совершенно новые элементы, применение которых в тестовом режиме только планируется. Как рассказал глава проектного технического комитета «Удобная дорога» при Росстандарте Александр Шумский, к таким элементам, в частности, относятся скоростные турбоперекрестки.
На такие перекрестки наносится специальная разметка, которая подсказывает водителю максимально удобную траекторию движения по кольцу.
Первый такой перекресток в 2019 году может появиться в Москве. Об этом ранее сообщали в столичном Центре организации дорожного движения (ЦОДД). Речь шла о пересечении улиц Красного маяка и Чертановской.
Данное нововведение позволит снизить аварийность и повысить пропускную способность на 20–30%. «Нарисуем коридоры по принципу «кому направо, перестраиваться не должен», будет меньше конфликтных точек», - поясняли в ЦОДД.
Заметим также, что Центр организации дорожного движения участвовал в разработке нового ПНСТ. Как рассказали в пресс-службе ЦОДД. многие решения, которые указаны в стандарте, уже реализуются в столице.
Надо полагать, что, используя опыт Москвы, другие регионы смогут внедрять новые практики организации движения и у себя, отметили в ЦОДД. Там уточнили, что турбоперекресток в городе пока планируется только один, он появится до конца года.
–– В Москве они будут применяться впервые, хотя в Европе турбоперекрестки очень популярны, –– рассказал руководитель проектного технического комитета «Удобная дорога» при Росстандарте Александр Шумский.
Как предупредил Шумский, при многополосном круговом движении именно из-за неосторожных перестроений происходит много мелких аварий.
Современные виды светофоров: стандартные конструкции с новыми элементами
В новом ПНСТ также предлагается закрепить различные виды светофорных объектов. В частности, дополнить стандартные конструкции новыми элементами.
C 28 апреля 2018 года в ПДД появится новая разметка - "вафельница". Штрафы автомобилистам
Кроме того, предусмотрена возможность установки светофоров квадратной формы. Их отличие от обычных светофоров в том, что лампа занимает всю площадь красной, желтой или зеленой секции.
Дело в том, что люди ориентируются не на форму светящихся секций, а на цвет. Предлагается увеличить площадь свечения, тем самым сделав регулировщик более заметным, –– разъяснил Александр Шумский.
Эксперт отметил, что ставить круглые лампы нецелесообразно с технической точки зрения –– современные светофоры используют светодиоды, которые проще сделать квадратными.
В ЦОДД Москвы уточнили, что таких светофоров в столице нет, их внедрение пока предметно не обсуждалось.
В подготовленном к обсуждению предварительном стандарте также предлагается закрепить возможность установки светофоров с разным размером ламп: диаметр для красного сделают больше (300 мм), а для желтого и зеленого - меньше (по 200 мм).
Такие электронные регулировщики уже есть в некоторых городах, например в Санкт-Петербурге.
Зачем нужны датчики движения и волнообразная разметка на пешеходных переходах
Данным документом предусмотрены решения для того, чтобы обезопасить пешеходов: специальная волнообразная разметка на тихоходных улицах (скорость 20–40 км/ч) и так называемые средства «успокоения потока» - сужение проезжей части перед «зебрами», установка препятствий в центре проезжей части, искривление дороги.
В предварительном стандарте особо выделено, что используемая для дорожной разметки краска или пластик «должны обеспечивать устойчивое сцепление покрытия с покрышками автомобилей, мотоциклов и велосипедов при любых погодных условиях».
История этого вопроса связана с движением «МотоМосква», активисты которого обратились в ГИБДД с просьбой сделать разметку менее скользкой. Так как новые «вафельницы» вместе с пешеходными «зебрами» и прерывистыми линиями превращают город в полосу препятствий для мотоциклистов.
Как указано в пояснительной записке к проекту ПНСТ, который получил название «Экспериментальные технические средства повышения эффективности и безопасности дорожного движения», он может выполняться по принципу «незакрытого перечня». То есть позволит комбинировать предложенные технические решения в зависимости от дорожной обстановки.
Новшества дорожного движения освоят мегаполисы
Как удалось выяснить, до середины августа этого года проект ПНСТ будет находиться на общественном обсуждении. После этого будет приниматься решение о его утверждении. Обычно ПНСТ тестируется 1–3 года, дорабатывается и затем превращается в ГОСТ.
Концепция будущего ГОСТа довольно интересная, но рассчитана в основном для больших городов, прежде всего Москвы и Санкт-Петербурга. Как отметил заместитель главы Федерации автовладельцев России (ФАР) Дмитрий Клевцов, у регионов денег не хватает даже на то, чтобы привести в нормативное состояние дорожную сеть и поставить обычные светофоры в местах концентрации ДТП.
В Федерации автовладельцев также раскритиковали закрепленные в ПНСТ средства «успокоения» трафика для снижения скорости движения –– сужение дорог перед пешеходными переходами и установку искусственных препятствий на проезжей части.
По словам Дмитрия Клевцова, сейчас уже есть эффективные средства –– камеры и таблички с ограничением скорости. Поэтому любые препятствия на дороге будут только увеличивать количество аварий и создавать пробки.
Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов считает, что большая часть представленных схем ограничения движения скопирована с тех, что применяются в ЕС. Это, например, сужение дороги за счет парковочных мест или велодорожек, расширение пешеходных зон и другие. В столице их применили, например, на Бульварном кольце, в результате создали мертвую пробку.
Но, по словам Александра Шумского, раз стандарт пока не утвержден, в него еще могут быть внесены правки.
Другие эксперты считают, что реальная цель технических средств для успокоения транспортного потока - вытеснить личные авто из центра города или ограничить их.
Однако это путь, по которому идут все мегаполисы, - в будущем в крупных городах будет доминировать общественный транспорт.