В Москве стартовала собственная пилотная программа до 2020 года по повышению доходов малоимущих семей с целевой аудиторией 250 тыс. человек.
Главная особенность программы в том, что она ориентирована на поиск для домохозяйств работы с более высокими доходами и на устранение барьеров в возможности работать.
«Социальный контракт» заменят «Моя карьера» и «Мой семейный центр»
Полученный в таком пилотном проекте, реализуемом сетями учреждений «Моя карьера», «Мой семейный центр» и несколькими департаментами правительства Москвы, опыт может быть альтернативой «социальным контрактам» по крайней мере для крупных городов: объединение борьбы с бедностью и борьбы с безработицей в них неэффективно.
Каковы же параметры стартовавшего в июле 2019 года пилотного проекта правительства Москвы, посвященного борьбе с бедностью?
Из документов этой программы следует, что целевая аудитория кампании по сокращению московской бедности составляет 250 тыс. москвичей работоспособного возраста: это часть несколько более широкой аудитории людей с низкими доходами (92 тыс. семей с доходами ниже прожиточного минимума, получающих выплаты на детей, 16 тыс. семей того же статуса, не получающих выплат из-за наличия имущества, обычно дач, студенты из бедных семей и т. д.), составляющей около 350 тыс. человек.
Кто бы мог подумать, но Москва в силу величины населения является крупнейшим по численности бедных в РФ регионом, но по абсолютному числу, а не по доле в населении.
Что такое социальный контракт для малоимущих и многодетных? Новая форма поддержки от государства
Согласно постановлению правительства Москвы о реализации пилотного проекта в 2019–2020 годах, подписанного 23 июля, в 2019 году программа достаточно компактна: городской бюджет потратит на нее пока 203 млн рублей.
Впрочем, дополнительные расходы будут приходиться на центр «Моя карьера». Потребуются дополнительные соцвыплаты.
В настоящее время основными перспективными идеями правительства РФ, Минтруда и регионов в борьбе с бедностью являются или комбинация роста соцрасходов в наиболее низкодоходных группах и борьба с безработицей, или «социальный контракт» - финансовая поддержка трудоустройства или самозанятости в обмен на выполнение определенной программы поведения.
Заметим однако, что московский «социальный контракт» по идеологии отличается очень существенно: «пилот» реализуется в условиях крайне низкой безработицы в Москве, поэтому он направлен в первую очередь на увеличение доходов работающих бедных и людей вне группы экономически активного населения, а не безработных.
Во главе угла данного пилотного проекта - идея сохранения социальных выплат на детей малоимущим домохозяйствам-участникам программы в течение трех лет вне зависимости от получаемых доходов.
Как рассказала журналистам Александра Александрова, первый заместитель руководителя департамента труда и соцзащиты населения Москвы, в августе 67% обратившихся в него по программе граждан ориентированы именно на трудоустройство или смену работы с большим доходом - и для них сохранение «детских» выплат принципиально.
Однако основной инструмент программы, по словам Александровой, - не столько поиск вакансий, сколько снятие барьеров для трудоустройства на более высокооплачиваемой работе.
По этой причине в рамках «пилота» работают со всем домохозяйством: так, 34% участников программы нуждаются в дополнительном обучении или переобучении, 23% - в приоритетном устройстве детей в детский сад, 32% - в работе с психологом для снятия кризиса, 21% - в прохождении тренингов, позволяющих существенно расширить возможности на собеседованиях.
Целевые социальные группы для «Моей карьеры» - неполные и многодетные семьи, предпенсионеры и люди с медицинскими ограничениями по трудоустройству. В рамках «пилота» Москва берет на себя консультации, допобразование и тренинги для участников программы (предполагается, что они потребуются около 20% обратившихся), оплату им стипендий в размере московского МРОТ и временное сохранение соцльгот.
Все услуги в рамках программы бесплатны - сама идея проекта заключается в том, что городская экономика существенно выигрывает от роста численности экономически активного населения и снятия в беднейших доходных категориях барьеров для получения большего, чем имеющийся, заработка.
Новые измерения уровня бедности
По оценкам Александры Александровой, по итогам первых недель работы контакт удается установить примерно с третью целевых групп, что необычно высоко для подобных проектов (в ЕС обычные цифры для таких проектов редко превышают 20–25%). Программа предполагает подключение практически всех возможностей госсектора в комплексе: она реализуется сетью «Моя карьера» и московским бюджетным учреждением «Мой семейный центр», московскими департаментами образования, труда и соцзащиты и информационных технологий.
При этом часть программы скоординирована с московской программой создания сети семейных детских садов. Кроме этого, в рамках программы возможно решение проблем ухода за пожилыми участниками семьи, что также нередко ограничивает трудоустройство остальных.
Впрочем, среди москвичей, обратившихся за помощью в августе лишь 1% запрашивал консультации по решению этой проблемы и 0,2% - проблемы ухода за ребенком с ограничениями по здоровью: уровень соцрасходов бюджета Москвы в таких случаях, как правило, исключает домохозяйство из групп крайней бедности.
Исходя из дизайна программы, часть московской бедности, ее маргинализированные группы, ее критериям отвечать не будет - здесь город намерен работать с домохозяйствами (и в первую очередь с детьми в них) иначе.
Борьба с бедностью требует точечный подход
Отметим однако, что сама по себе идея борьбы с бедностью через целевые вложения в «человеческий капитал» домохозяйства для смены работы на более высокооплачиваемую для России очень нестандартна: создающаяся московская «сеть безопасности» управленчески довольно сложна, хотя сама по себе дешевле имеющихся альтернатив.
В то же время в перспективе московский пилотный проект может быть идеологически влиятелен. В крупных городах РФ ресурс борьбы с бедностью через уменьшение безработицы сокращается с 2014 года и сам по себе мал.
А вот ставка на увеличение трудовой и социальной мобильности, делавшаяся в 2000-е годы структурами федерального Минтруда, оправдывает себя в последние годы относительно слабо.