Самозанятые смогут работать без регистрации индивидуального предпринимателя, но при этом налоги они платить будут обязаны.
До конца этого года Минфин подготовит концепцию налогового регулирования для самозанятых граждан, которым можно будет не регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей. Об этом сообщил журналистам заместитель министра финансов Илья Трунин в ходе форума «Опоры России».
Как заявил Трунин, Минфин готовит пилотный проект, в котором будет создана новая категория физических лиц. Они смогут получать доход без регистрации в качестве ИП, но в то же время с особенностями, которые регулируют их налоговый и правовой режимы.
Напомним, что в начале апреля этого ода вице-премьер Ольга Голодец заявила о том, что в 2016 году были легализованы зарплаты не менее 2,5 миллиона россиян.
Так, с 2017 года в России действуют двухлетние налоговые каникулы для самозанятых граждан, которые заявят о себе в налоговые органы. Норма распространяется на сиделок и нянь, репетиторов, домработниц. Изначально планировалось, что под действие нормы попадут 45 профессий.
А вообще, согласно определению Минюста, самозанятыми должны считаться «физические лица, самостоятельно осуществляющие на свой риск направленную на систематическое получение прибыли деятельность по оказанию услуг, выполнению работ для физических лиц, основанную исключительно на личном трудовом участии, в том числе во время, свободное от исполнения обязанностей по трудовому договору».
Минтруд отмечает рост числа занятых в теневом секторе
По разным оценкам, в теневом секторе экономики России заняты от 15 до 22 миллионов человек. В этом году (по данным за август) Минтруд легализовал более 800 тысяч работающих в тени россиян
Министерство труда и социальной защиты выявило в первом полугодии 2017 года более 864 тысяч работников в теневом секторе. Из них 94 процента (810 тысяч) уже легализованы, с ними заключены трудовые договоры. Об этом заявил глава министерства Максим Топилин.
Топилин напомнил, что за два последних года в российских регионах было легализовано около 4,5 миллиона человек — это позволило собрать более 35,6 миллиарда рублей страховых взносов.
Большая часть теневого сектора экономики, по данным Минтруда, приходится на такие сферы как строительство, оптовая и розничная торговля, предоставление услуг, а также транспортные услуги.
В России почти четверть трудоспособного населения зарабатывает деньги нелегально. Для государства эти самозанятые граждане – прежде всего потеря налогов и пенсионных отчислений, даже если производят они качественный продукт или услугу.
Для развития малого бизнеса создадут институт самозанятых
С предложением создать «институт самозанятых» для развития малого бизнеса в России выступил Уполномоченный при президенте РФ по правам предпринимателей Борис Титов. Самозанятые, по его оценке, представляют около 22 миллионов граждан страны. В то время, как доля малого бизнеса в России –менее 20 процентов.
Надо признать, что это очень низкий показатель на мировой арене. Около 22 миллионов россиян являются незарегистрированными предпринимателями, то есть не платят налоги, пенсионные отчисления. Необходимо легализовать их бизнес, для чего нужно создавать институт самозанятых».
Титов также предложил упростить процедуру регистрации малого бизнеса для этой категории предпринимателей, свести ее к системе «одного окна», с минимальным платежом в социальные фонды.
По сути, уполномоченный по правам предпринимателей ничего нового не сказал: проблема легализации самозанятого трудоспособного населения страны – давняя головная боль властей.
По словам вице-премьера РФ Ольги Голодец, у нас только 48 миллионов человек находятся в чистом, понятном, прозрачном рынке, уплачивают все взносы, налоги. Вместе с тем численность людей в трудоспособном возрасте –75 миллионов.
Чиновники Роструда в свих размышлениях над тем, как снизить нелегальную занятость, даже рассматривали идею введения налога на тунеядство – обязательного социального платежа для официально нетрудоустроенных граждан, за исключением льготных категорий.
Основные виды нарушений законодательства самозанятыми гражданами
Все дело в том, что, по мнению экспертов, институт самозанятых давно сформировался, продолжает развиваться по мере роста числа граждан, работающих без оформления трудового договора и регистрации юридического лица. Беда в том, что законодательство зачастую не идет в ногу со временем.
Главная проблема в том, что с точки зрения Трудового кодекса и налогового законодательства данная деятельность зачастую осуществляется с очевидными нарушениями законодательных норм.
Причины тому несколько. Во-первых, в России, да и во всем мире, законодательство развивается с отставанием от экономики и общества, и зачастую новые реалии, например фриланс, им не учитываются и практически никак не регулируются.
Во-вторых, сам институт самозанятости формируется совершенно стихийно под воздействием макроэкономических, социальных и технических факторов, таких как рост безработицы, повышение мобильности кадров, спроса на специальности, допускающих возможность проектной и удаленной работы.
По аналогии с малым и средним бизнесом, который в новейшей истории России (а тогда еще СССР) был для общества и экономики новым явлением, фриланс и самозанятость на определенном этапе своего развития в любом случае приведут к изменениям законодательной базы в сфере оформления трудовых отношений и налогообложения. Это неизбежно.
На кого распространят патентное право с участием СРО
Пенсию самозанятым накопят негосударственные пенсионные фонды
Так или иначе, институт должен включать в себя несколько подгрупп по роду деятельности и работать на нескольких общих для всех категорий правовых и организационных принципах.
Как рассказал профессор кафедры налогового и финансового права Финансового университета при правительстве РФ, заслуженный юрист России Иван Соловьев, Самозанятость весьма распространена за рубежом.
По его словам, большинство самозанятых и в России на какой-то разумной консенсусной основе урегулировали бы свои взаимоотношения с государством в лице налоговых, пенсионных и иных органов. При наличии некоторых стимулов для этого.
Однако у российского малого бизнеса есть и свои характерные черты, на которые следует ориентироваться законодательству. Главная особенность малого бизнеса в России (а это касается и самозанятых граждан) – его структура.
Исторически сложилось так, что свыше 90 процентов субъектов малого и среднего бизнеса задействованы в сфере розничной и мелкооптовой торговли. И если раньше это были собственники небольших магазинчиков, ларьков и павильонов на рынке, то сейчас речь, как правило, идет об интернет-торговле.
По мнению экспертов, относительно благополучно, малый бизнес себя чувствует в сфере кустарного производства, то есть изготовления товаров по заказу в небольших объемах. А вот в области высоких технологий и производства товаров с высокой добавленной стоимостью, увы, в России, в отличие от стран ЕС и США, малый бизнес практически не задействован.
Во многом, как считают специалисты, это объясняется слабым развитием института грантов, позволяющих субъектам МСБ получать адресные инвестиции и участвовать в реализации крупных проектов.
Сама система тендеров несколько облегчила доступ для МСБ к крупным заказам, но не смогла переломить ситуацию. Ведущую роль в экономике по-прежнему играют крупнейшие компании.
Не менее важная проблема, особенно сейчас, в условиях кризиса, – нежелание банков развивать кредитование малого предпринимательства. При этом ставки в ряде крупных банков достигают 20 процентов годовых. Понятно, что в такой ситуации достаточно сложно говорить о развитии бизнеса.
Что предлагается для индивидуальных предпринимателей в качестве поощрения и наказания
Убедить самозанятых граждан заявить о себе и тем самым вывести из тени значительный сектор экономики, который продолжает расти по мере усугубления ситуации на рынке труда, можно, считают специалисты. Для этого есть проверенные способы «кнута и пряника».
Давление на самозанятых граждан может оказать и принятие закона о декларировании расходов человека за отчетный период, выдача и продление загранпаспортов (ограничения на выезд за границу).
Действует также мораторий на крупные покупки и услуги (финансовые организации уже отслеживают транзакции на предмет признаков легализации доходов, полученных преступным путем).
Выбор «пряников» более разнообразен. Получение патента на год без оформления статуса ИП с возможностью продления. Упрощенная система регистрации этого патента, система «одного окна» и минимальные платежи в социальные фонды (ниже, чем у ИП и юрлиц). Тогда люди активнее начнут выходить из тени, и если бизнес у них пойдет, они впоследствии перерегистрируются в ИП или юрлицо.
Несмотря на усилия государства регистрация бизнеса остается достаточно сложным и хлопотным процессом, особенно для неподготовленного человека, что подтверждает развитый рынок посреднических услуг.
Налоговая отчетность, даже при использовании так называемой «упрощенки», тоже весьма трудоемкий и времязатратный для малого бизнеса процесс. Граждане должны получать комплекс услуг, соответствующий их взносам в бюджет государства. В некоторых банках сейчас действует пилотный проект, позволяющий с согласия гражданина запросить из ПФР информацию о доходах.
Тут главное – установить для самозанятых минимальные налоги и взносы, сделать патент финансово доступным и обеспечить максимально простую регистрацию. Тогда люди будут заинтересованы вести бизнес легально.
Проблема в том, что многие самозанятые граждане сейчас не регистрируются из-за высокого налогового бремени и множества административных барьеров (процедура регистрации длительная и сложная).
При этом большинство самозанятых – это фрилансеры, а доход у этой категории работающих нестабилен и не всегда высок, поэтому регистрироваться им финансово невыгодно.
Необходимо сокращать административные барьеры на пути ведения бизнеса, снижать уровень коррупции, активнее бороться с «закошмариванием» бизнеса. Кроме того, необходимы изменения и в судебной системе, поскольку длительные судебные процессы и неудовлетворительная работа приставов приводят к финансовым убыткам и, как следствие, нежеланию регистрировать бизнес.
Предприниматели знают, что официальная регистрация и уплата значительных налогов далеко не всегда гарантируют судебную защиту их прав и интересов, и потому особого смысла в регистрации они не видят.
Не менее важна помощь малому бизнесу и в поиске источников фондирования – это программы поддержки и кредитования, увеличение, а не сокращение государственных отчислений в них. Сейчас же малому бизнесу сложно добыть финансирование, а банки постоянно ужесточают условия кредитования.
На уровне правительства РФ обсуждается возможность больше привлекать малый бизнес к госзаказам, создавая тем самым спрос на их товары и услуги. Было бы полезно, например, привлекать малый бизнес к проектам государственно-частного партнерства. Пока же доступ малого бизнеса к госзаказам существенно ограничен.