Социологи указывают на ограниченную эффективность господдержки малого бизнеса

2250
3 минуты
Социологи указывают на ограниченную эффективность господдержки малого бизнеса

Доходы предпринимателей сокращаются, сроки окупаемости в малом бизнесе растут, многие компании пребывают в рецессии. Представители бизнеса все чаше жалуются на то, что государство, раздавая льготы,  вводит и новые правила, нивелирующие эффект от господдержки. Такие выводы делают авторы исследования «Тахометр малого и среднего бизнеса» за третий квартал 2016 года, проведенного консалтинговой компанией «2Б Диалог».

В исследовании использовались данные 2 тыс. субъектов МСП в Москве и Санкт-Петербурге. Опрос показал, что сокращение доходности за девять месяцев 2016 года отметили 83 процента респондентов, а 73 процента указали, что вынуждены диверсифицировать риски за счет непрофильной деятельности, то есть резко менять направление своего бизнеса. Так, например, медицинские центры нередко превращаются в торговые точки, распродают товары для здоровья, а часть площадей сдают в аренду владельцам спортивных секций. Владельцы кафе и рестораны организуют у себя трансляцию спортивных мероприятий, чтобы привлечь небогатых посетителей.

Несмотря на издержки российский малый бизнес развивается. Больше  всего малых предприятий регистрируется  в Москве и других крупных городах. Правда, везет не всем новоиспеченным предпринимателям. А их немало. Каждый пятый предприниматель в Москве – вновь зарегистрированный. При этом три четверти из них ранее никогда не вели предпринимательскую деятельность. Большинство столичных индивидуальных предпринимателей (ИП) «живет» от 1 года до 5 лет, 28 процентов – от 5 до 10 лет, больше этого срока удерживается на плаву лишь 17 процентов. Примерно столько же (16 процентов) закрываются не проработав и года.

В условиях кризиса сроки окупаемости малых предприятий растут. В столице по итогам третьего квартала 2016 года срок выхода на прибыльность составляет от полутора до 12 лет (от года до девяти во втором квартале). В Санкт-Петербурге –  от шести до девяти лет в третьем квартале против двух-трех лет во втором.

Судя по всему, жизнь законопослушных предпринимателей, которые не уводят свой бизнес в тень, живется не легко. И это несмотря на то, что поддержкой малого бизнеса занимаются несколько институтов – в том числе  Корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства (МСП), цель которой  и есть  оказание поддержки предпринимателям и коммерческим организациям.

Как выяснилось в ходе исследования, выделение малому бизнесу квоты 10 процентов в объеме закупок госкомпаний и 15 процентах в госзакупках эффективно лишь отчасти. Так, в госзакупках успешно участвуют компании техобслуживания транспорта средних размеров, привлекаемых к обслуживанию крупных мероприятий всероссийского и международного масштабов.

Руководители компаний оптовой торговли и бизнес, связанный с высокими технологиями, чаще других жалуются на непрозрачность и сложность процедур в закупках, препятствующих пользование действующими льготами. Та же льготная аренда помещений, предусмотренная в рамках программы антикризисных мер, также мало кому доступна. Воспользоваться ей легче в столичных городах, в то время, как региональные ставки аренды нынче совсем не дешевы. При этом четверть предпринимателей все же надеются когда-нибудь воспользоваться льготной арендой. Для этого необходимо увеличить срок программы льготной аренды с трех-четырех до шести-семи лет, расширив список предлагаемых бизнесу объектов.

Предприниматели и частные компании чаще всего жалуются на рост налоговой нагрузки (с конца октября 2016 до 2019 года повышен размер ЕНВД на 15 процентов). Отбивает охоту заниматься предпринимательством и необходимость ежемесячно отчитываться перед Пенсионным фондом, тратить время и деньги на оспаривание в судах кадастровой стоимости, пересчитанной налоговиками по-новому. Так что действующие меры поддержки нивелируются ненужными издержками и затратами на взаимодействие с чиновниками.

Малому бизнесу могла бы помочь предсказуемость налогового регулирования и возможность его публичного обсуждения перед появлением законопроектов в Госдуме. Бизнес-омбудсмене Борис Титов не раз поднимал вопрос о том, что меры поддержки малого бизнеса, заявленные как массовые (надзорные налоговые каникулы для индивидуальных предпринимателей и самозанятых, предостережения вместо штрафов), на практике обрастают ограничениями, которые делают их доступными только для узкого круга компаний.

Так что сегодня главная задача – убрать бюрократические барьеры и открыть предпринимателям доступ к тому, что им обещала власть.

Материалы по теме "Ведение бизнеса"

Рекомендуем

Загрузка...