Депутаты Госдумы обсудили правительственный законопроект, упрощающий доступ НКО к бюджетным деньгам для оказания населению социальных услуг. В частности - в сфере медицины и образования.
Авторы законопроекта настаивают на том, что качество и доступность услуг в результате улучшатся, однако депутаты сомневаются как минимум в прозрачности будущих конкурсов. А профсоюзы выступают решительно против законопроекта, исполнение которого может привести «к развалу публичных обязательств государства в социальной сфере».
Законопроект «О государственном социальном заказе на оказание государственных услуг в социальной сфере» представлял в комитете Госдумы по труду заместитель министра финансов Алексей Лавров.
В пояснительной записке к документу сказано, что данный законопроект направлен на «обеспечение поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению».
Иными словами данная инициатива дает «социальным» НКО зеленый свет в деле освоения бюджетов всех уровней.
К этому, указывают авторы законопроекта, неоднократно в своих посланиях Федеральному собранию призывал президент - ради повышения доступности и качества услуг. Таковое повышение и заявлено основной целью инициативы. По идее, «потребителям» то есть россиянам, станет в результате комфортнее в сферах образования, здравоохранения, занятости населения, социальной защиты, физкультуры и спорта. (Отметим, сфера культуры в законопроекте выведена за скобки).
Повышения качества услуг хотят достичь за счет усиленной конкуренции: как НКО друг с другом, так и государственных учреждений с НКО.
При этом строгой конкретики в законопроекте нет: авторы сами называют его рамочным. А, к примеру, порядок формирования госзаказов должен будет утверждаться отдельными нормативными правовыми актами федерального или регионального правительства или муниципальными властями.
Такой подход относится и к понятию качества оказываемой услуги - оно сможет варьироваться в зависимости от представлений чиновников о прекрасном, если его параметры не утверждены специальными законами.
Заявления о грядущем повышении качества услуг до тех пор, пока законопроект не доработают, представляются как минимум спорными. Вопросы оппонентов вызвала формулировка (п. 1 ст. 7 законопроекта): «Исполнением социального заказа является достижение показателей объема и качества или объема оказания услуги с учетом допустимых возможных отклонений от показателей, установленных при формировании заказа».
В представленной версии законопроекта недостаточно проработаны нормы контроля за оказанием соцуслуг. Ведь итоговый отчет НКО сможет написать сама за себя без какого-либо контроля со стороны государства или граждан (это следует из п. 4 ст. 7).
Из пояснительной записки документу следует: «…власти должны отвечать не за содержание подведомственной им сети учреждений, а за доступность и качество услуг». Или – «законопроект не вменяет [властям] в обязанность использовать конкурентные способы отбора исполнителей услуг».
Члены комитета по труду задались теми же, по сути, вопросами: чего ради нужен такой законопроект, как будет определяться качество услуг и контролироваться ценообразование, где хоть какие-нибудь стандарты?
Глава комитета Ярослав Нилов, в частности, привел пример Подмосковья, где НКО в социальной сфере не всегда себя оправдывают
Есть вопросы к документу и у профсоюзов: ФНПР ранее направила резко отрицательный отзыв на законопроект в Российскую трехстороннюю комиссию. Профсоюзы уверены: качество социальных услуг падает не столько от отсутствия конкуренции, сколько от проводимой правительством экономической политики - консервации затрат на «социалку», сокращения работников профильных госучреждений, недоиндексации зарплат бюджетникам и недооценки труда в целом.
При принятии законопроекта важно исключить любые злоупотребления, социально безответственные подходы, которые ведут не только к снижению доступности и качества государственных услуг, но и нарушают систему публичных обязательств государства в социальной сфере.
Впрочем, такой отзыв не помешал членам комитета поддержать концепцию законопроекта перед первым чтением. С той, правда, оговоркой, что оно состоится не ранее того, как будут готовы поправки ко второму. По плану правительства, закон должен заработать в 2021 году.