Конституционный суд Российской Федерации уточнил толкование норм Гражданского кодекса и закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих госдолжности, и иных лиц их доходам», позволяющих наказывать чиновников, чей задекларированный доход не соответствует расходам его семьи.
По запросу Верховного суда (ВС) Башкирии Конституционный суд рассмотрел порядок взыскания в пользу государства имущества госслужащих, законность происхождения которого не подтверждена. Суть документа в том, что в случае расхождения доходов и расходов конфискация нажитого неправедным путем не должна быть полной.
С аргументами ВС о неопределенности и несбалансированности спорных норм согласился Минюст, отметив, что законодательством не установлен механизм обращения в доход государства части имущества, законность происхождения которого не подтверждена, а также возможность реализации такого имущества и порядок распределения вырученных от него средств.
Конституционный суд указал на то, что санкции за нарушение антикоррупционных правил должны быть четко определены в законе, а наказание должно быть адекватным. Как говорится в решении Суда, любой чиновник вправе доказывать законность происхождения потраченных средств независимо от того, были ли они отражены в декларации или обнаружены во время ее проверки. А суд «при выявлении незначительного расхождения» размера доходов и расходов может взыскать в казну только ту часть семейного имущества, законность приобретения которой не доказана».
Что же касается членов семей госслужащих, то Конституционный суд счел необходимым узаконить право представлять до суда и в суде любые доказательства законности происхождения доходов высокопоставленных родственников. Основания и порядок применения антикоррупционной «меры государственного принуждения» законодателю рекомендовано уточнить.
В постановлении Конституционного суда говорится, что судам «при выявлении незначительного расхождения» размера доходов и расходов деклараций должностных лиц, включая судей, позволено взыскивать только ту часть семейных активов, оправдаться по которой проверяемым не удалось.
Полпред президента в КС Михаил Кротов в своем отзыве назвал справедливым вопрос о пропорциональности взыскания неподтвержденным расходам. Ответственность за коррупционные правонарушения должна быть дифференцирована и индивидуализирована с учетом всех обстоятельств, но оценивать их, в том числе объем подлежащего взысканию имущества, судам ничто не мешает.
В то же время, как заявил журналистам полпред Совета Федерации в КС Алексей Александров, конфискация активов «незаконно или необъясненно накопленных публично-правовыми лицами и их ближайшим окружением», правомерна и согласуется с международными стандартами борьбы с коррупцией.