Минфин и Банк России внесли в правительство и администрацию президента совместные предложения по модернизации пенсионной системы под названием "Концепция индивидуального пенсионного капитала", которая ликвидирует существующую накопительную систему.
В рамках концепции, переданной в предварительной версии для обсуждения в правительство и администрацию президента, Минфин и ЦБ фактически представляют свою точку зрения по возможной пенсионной реформе.
Согласно концепции, платеж в Пенсионный фонд России сохраняется в неизменном виде (сейчас — 22%). Хотя это не уточняется в документе ЦБ и Минфина, вся ставка платежа будет получаться ПФР, который будет формировать на его основе по действующим «балльным» принципам страховую пенсию. Все суммы «пенсионного капитала», как предполагается, будут уплачиваться сверх ставки в 22%, причем уже не в ПФР, а в негосударственные пенсионные фонды (НПФ): накопительная часть пенсий, таким образом, будет выведена из-под контроля ПФР.
Вместе с этим, как предполагают Минфин и ЦБ, будет ликвидирована главная несправедливость, заложенная в схему пенсионной реформы 2003 года, а именно собственность ПФР на средства пенсионных накоплений граждан.
Основные положения концепции и реформы пенсионных накоплений от ЦБ и Минфина
Основные положения концепции ЦБ и Минфина:- ликвидация нынешней накопительной системы,
- сохранение обязательной ставки платежа в Пенсионный фонд в 22%,
- льготы и гарантии по дополнительным накопительным платежам в НПФ в размере от 0% до 6% с добровольным выбором ставки.
При средней зарплате в 30 тыс. руб. и стаже в 35 лет использование накоплений по предложенной схеме дает примерно такую же пенсию, что будет получена в чисто страховой системе, а вот при средней зарплате в 100 тыс. руб. чисто страховая система дает коэффициент замещения зарплаты в 29%, а сочетание страховой и накоплений в НПФ — около 34%.
Главное в предложениях ЦБ и Минфина — готовность признания накоплений собственностью граждан: в особых случаях их даже готовы выплачивать наличными.
Идея "индивидуального пенсионного капитала" является завуалированной ликвидацией в нынешнем виде накопительной части обязательного пенсионного страхования.
Платеж в Пенсионный фонд не меняется
Платеж в Пенсионный фонд России, согласно концепции, сохраняется в неизменном виде (сейчас — 22%). Вся ставка платежа будет получаться ПФР, который будет формировать на его основе по действующим "балльным" принципам страховую пенсию.Все суммы "пенсионного капитала", как предполагается, будут уплачиваться сверх ставки в 22% — причем уже не в ПФР, а в негосударственные пенсионные фонды (НПФ): накопительная часть пенсий, таким образом, будет выведена из-под контроля ПФР.
Вместе с этим, как предполагают Минфин и ЦБ, будет ликвидирована и самая политически значимая несправедливость, заложенная в схему пенсионной реформы 2003 г., а именно — собственность ПФР на средства пенсионных накоплений граждан.
"Пенсионный капитал" — частные пенсионные накопления граждан, причем не только те, что возникнут в будущем, но и те, что были перечислены работодателем за работника в 2004-2016 гг., — предлагается сделать почти полноценной частной собственностью граждан.
В течение двухлетнего переходного периода (предположительно, 2019-2020 гг.) те клиенты НПФ, которые формировали накопительную часть пенсии по ОПС в фондах, могут либо конвертировать накопления в дополнительные баллы в страховой госчасти пенсионной системы, либо получить их как первый взнос на новый счет в пенсионном фонде.
Средства "молчунов" в течение тех же двух лет по умолчанию будут конвертированы в пенсионные баллы, и с этого момента их участие в накопительной системе прекращается.
Личные пенсионные накопления приобретут другой вид
Для тех, кто предполагает, что все же будет делать пенсионные накопления, государство предлагает следующую схему.Новые средства, уплачиваемые в накопления в НПФ, освобождаются от уплаты налога на доходы физлиц (НДФЛ). Государство готово софинансировать платеж на часть налога и разрешает незначительно сокращать платеж в ПФР.
При этом ставка дополнительного платежа на накопления устанавливается плательщиком самостоятельно: в диапазоне от 0% до 6% все льготы и гарантии действуют, все уплаченное свыше 6% не освобождается от НДФЛ, не изменяет сумм платежа в ПФР и не подлежит госгарантиям.
Согласно расчетам ЦБ и Минфина при ставке дополнительного платежа 6% с зарплаты 100 руб. на руки плательщик будет получать 81,78 руб. (сейчас — 87 руб.), платить НДФЛ в 12,22 руб. (сейчас — 13 руб.), перечислять в ПФР 20,68 руб. (сейчас — 22 руб.) и делать накопления в ПФР на 7,32 руб.
Из них 6 руб.— платеж самого работника, 0,78 руб.— льгота по НДФЛ и 1,32 руб.— сокращение взноса в ПФР с соответствующим снижением начисления пенсионных баллов.
Платежи должен делать работодатель
По предложению Минфина и ЦБ, платежи и в НПФ, и в ПФР должен делать работодатель, что увеличит нагрузку на его бухгалтерию, платеж в конкретный НПФ будет делаться напрямую.Полностью добровольными новые накопления при этом не будут. Все новые работающие будут по умолчанию "подписываться" на участие в накопительной системе — со ставкой в 0% в первый год, 1% — во второй, 2% — в третий с ростом до 6% в шестой год.
От уплаты дополнительного взноса можно, по сути, отказаться и в любой момент уменьшить платеж до 0%, а также зафиксировать ставку на любом уровне в диапазоне от 0% до 6% на постоянной основе.
Накопления, сделанные по ставке 0-6%, гарантируются в АСВ по той же схеме, что и сейчас. Это пятилетняя гарантия положительной доходности и гарантия сохранности накоплений при банкротстве НПФ.