В августе 2017 года работающих пенсионеров ожидает прибавка. Насколько вырастут пенсии?

16127
9 минут
В августе 2017 года работающих пенсионеров ожидает прибавка. Насколько вырастут пенсии?

С 1 августа 2017 года пенсионерам, которые продолжают работать, будет начислена надбавка. Таким образом, работающие пенсионеры получают "индексацию" пенсии. Однако августовский рост пенсий связан с увеличением трудового стажа. Страховые взносы, которые за работающих пенсионеров продолжают выплачивать компании, по новым правилам трансформируются в пенсионные баллы.

Как разъяснили в Пенсионном фонде России, в отличие от традиционной индексации трудовых пенсий, данное повышение будет иметь индивидуальный характер, его размер будет зависеть не только от уровня заработной платы работающего пенсионера, но и от его возраста.

Важно отметить также, что при этом работающие пенсионеры, получающие высокую зарплату, не могут претендовать на повышение выплат, так как при перерасчете размера пенсии будут учитываться не все отчисления, а только та сумма, которая позволила набрать не более трех пенсионных баллов. Поэтому пенсия работающих пенсионеров в августе не поднимется более чем на три пенсионных балла.

Напомним, что один балл составляет один минимальный размер оплаты труда (7,5 тысячи рублей). Один балл сейчас оценивается в 78,58 рубля, а значит максимальная прибавка, на которую можно будет рассчитывать, составит около 236 рублей.

Средний размер августовской прибавки по годам:

в 2013 году −172 руб.

в 2014 году −197 руб.

в 2015 году — 184,8 руб.

в 2016 году- 149,8 руб.

Кому положена прибавка к пенсии?

На повышение выплат могут претендовать только пенсионеры, которые работали в течение 2016 года, получали официальную зарплату и отчисляли платежи в Пенсионный фонд РФ. Для проведения перерасчета работающему пенсионеру не нужно обращаться ни в органы Пенсионного фонда, ни в отделения соцзащиты, ни в отдел кадров.

О чем гласит «Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы РФ»?

В настоящее время нам предлагают множество вариантов реформирования пенсионной системы. Однако все они – не более чем проекты на будущее, которые, возможно, никогда не будут реализованы.

В то же время пенсионная реформа идет своим чередом. При этом мало кто знает о существовании рассчитанной вплоть до 2030 года официальной «Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ», которая еще в 2012 г. была утверждена правительством.

Именно по этому документу сейчас и развивается пенсионная система нашей страны. Что же сказано в  «Стратегии» и каких изменений нам точно стоит ждать в ближайшее время.

«Стратегия» ставит к 2030 г. следующие задачи:

1. «Коэффициент замещения» утраченного заработка на пенсии должен вырасти до 40 процентов. Это значит, что в среднем пенсионер должен получать не меньше 40 процентов от той суммы, которую он зарабатывал, когда трудился.

«Коэффициент замещения» – основной показатель уровня пенсионного обеспечения в стране. Международная организация труда рекомендует значение не ниже 40 процентов. В большинстве развитых стран коэффициент составляет 50–70 процентов.

Согласно «Стратегии», в России «отношение среднего размера трудовой пенсии по старости к среднему размеру зарплаты по экономике в 2002 г. составляло 34 процента, на сегодня этот показатель вырос до 38 процентов.

2. Средний размер трудовой пенсии по старости должен быть обеспечен на уровне 2,5–3 прожиточных минимумов пенсионера. По данным Пенсионного фонда, в 2017 г. среднегодовой размер страховой пенсии по старости – 13 620 руб., и это примерно 1,6 прожиточных минимума.

В «Стратегии» предусмотрено несколько сценариев развития пенсионной системы. При  инерционном сценарии развития пенсионной системы (то есть сохранении существующей модели) россиянам уготовано уменьшению размеров пенсий и увеличению количества бедных пенсионеров.

Таким образом, к 2030 году средний размер трудовой пенсии по старости может не достигнуть минимального целевого уровня в 2,5 прожиточного минимума пенсионера, и отношение среднего размера трудовой пенсии по старости к среднему размеру заработной платы по экономике будет снижаться.

3. Другие задачи Стратегии:

● достижение приемлемого уровня пенсий для среднего класса за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах;

● поддержание приемлемого уровня страховой нагрузки для субъектов экономической деятельности с единым тарифом страховых взносов для всех категорий работодателей;

● обеспечение сбалансированности формируемых пенсионных прав с источниками их финансирования;

● развитие трехуровневой пенсионной системы для групп с разными доходами (для средне – и высокодоходных категорий – с опорой на добровольное пенсионное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение);

● повышение эффективности накопительной составляющей пенсионной системы.

Изменится ли пенсионный возраст?

В официальной «Стратегии» нет ни слова о повышении пенсионного возраста в России в ближайшее время. Но прописаны планы по «решению проблемы досрочных пенсий» — их сегодня получают почти треть от всех пенсионеров. При этом абсолютное большинство из них продолжают работать.

Заметим, что льготные пенсии, по существу, компенсируют неблагоприятные условия труда, ответственность за которые должен нести работодатель, а также позволяют работодателям решать проблему привлечения рабочей силы на производства с вредными и опасными условиями труда. Право на получение этих пенсий предоставляется безотносительно к фактическим условиям труда, показателям здоровья и трудоспособности работников.

В то же время отдельного источника финансирования досрочных пенсий в связи с особыми условиями труда и за выслугу лет не существует, эти пенсии устанавливаются в рамках уплачиваемых работодателями страховых взносов. И одно это обстоятельство снижает возможность к повышению уровня пенсионного обеспечения остальных категорий получателей пенсий (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца).

В результате те издержки, которые должен нести работодатель в целях обеспечения прав на досрочную пенсию, по сути, несут пенсионеры.

Кому положены досрочные пенсии?

В Стратегии предлагается выделить три категории лиц, в отношении которых следует использовать следующие подходы к реформированию досрочных пенсий.

– Повысить ответственность и стимулы работодателей к улучшению условий труда, а также предоставить работникам возможность получения соответствующих их интересам гибких форм гарантий и компенсаций за работу в условиях, отличающихся от нормальных.

– В условиях перехода на «эффективный контракт» в отношении педагогических, медицинских и творческих работников предлагается изменить механизм досрочного выхода на пенсию через постепенное увеличение требований к стажу, необходимому для досрочного назначения пенсии.

– Для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, совершенствование пенсионного обеспечения должно быть соотнесено с основными положениями государственной политики по развитию Крайнего Севера.

Смогут ли самозанятых заставить больше платить Пенсионный фонд?

Авторы Стратегии  отмечают, что отдельного внимания требует вопрос совершенствования тарифной политики в отношении самозанятых граждан, – тех, кто работает на себя и сам за себя платит соцвзносы – адвокатов, индивидуальных предпринимателей, фермеров, нотариусов и др.

Проблема в том, как говорится в документе, что в настоящее время они не могут сформировать пенсионные права в объеме, соответствующем объему прав граждан, занятых по найму. При этом расходы бюджета Пенсионного фонда РФ на финансирование пенсионных выплат самозанятым гражданам значительно превышают их страховые платежи на обязательное пенсионное страхование.

Такая ситуация приводит к тому, что данные расходы финансируются за счет перераспределения страховых взносов наемных работников и трансфертов из федерального бюджета.

В чем заключается решение проблемы? В документе отмечается, что «для создания в отношении самозанятых граждан объективных условий формирования пенсионных прав, соотносимых с правами наемных работников, предлагается поэтапное приведение размера уплачиваемых самозанятыми гражданами страховых платежей в соответствие с уровнем пенсионных выплат (не менее величины прожиточного минимума пенсионера)».

Стоит отметить, что данная мера Стратегии уже применялась – взносы частникам увеличили, однако это дало обратный результат: многие из них ушли «в тень».

Поэтому будут ли развивать данный пункт «Стратегии», неизвестно. Тем более, ситуация на рынке меняется – взносы частников считаются от МРОТ, а он итак в течение ближайших двух лет должен вырасти до прожиточного минимума.

Заработает ли трехуровневая модель пенсионной системы?

По замыслу авторов «Стратегии», пенсионная система должна базироваться на трехуровневой модели. Если все уровни заработают, пенсии в нашей стране будут достойными.

1-й уровень складывается из трудовой пенсии в рамках государственной системы обязательного пенсионного страхования, формируемая за счет страховых взносов и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Это уровень существует.

При этом в «Стратегии» предполагается его совершенствование, снижение размеров трансфертов из бюджета, увеличение поступлений соцвзносов в Пенсионный фонд (в том числе за счёт самозанятых, вывода их из тени, сокращения числа досрочников) и других мер.

2-й уровень – это частная пенсия, формируемая работником. Этот уровень сейчас прорабатывается и предлагается обществу со стороны Минфина и Центробанка в виде концепции индивидуального пенсионного капитала.

Откладываете каждый месяц 1-6% от зарплаты и копите сами на свою пенсию. Как видно, данная идея не нова и родилась не сейчас, а была запланирована ещё в 2012 г., когда была утверждена «Стратегия».

3-й уровень составит корпоративная пенсия, формируемая работодателем при возможном участии работника на основании индивидуального трудового и (или) коллективного договоров либо отраслевого тарифного соглашения.

Было бы прекрасно, если бы заработали все три уровня. И если бы работодатели вдруг начали массово дополнительно откладывать на пенсии своим сотрудникам. Пока же на корпоративные пенсии могут рассчитывать работники только крупных компаний, таких как Сбербанк, «ВТБ», «Транснефть», «РЖД», «Лукойл» и т.д.

Кому платят сегодня корпоративную пенсию?

Как полагает член совета Ассоциации негосударственных пенсионных фондов Андрей Неверов, сама возможность получать вдобавок к основной пенсии ещё и корпоративную – в виде поощрения за добросовестный и продолжительный труд в компании – выглядит для работников очень привлекательно.

Желание получать такую корпоративную прибавку к основной пенсии, будет стимулировать дополнительную лояльность сотрудников к их компании и желание наращивать свои компетенции – для увеличения зарплаты, от которого будет зависеть и рост будущей их пенсии.

Практика корпоративных пенсий у нас присуща, по большей части, госкомпаниям. Регламентирование данного механизма в рамках разрабатываемой сейчас стратегии развития государственной пенсионной системы послужит дополнительным стимулом к реализации его и менее крупными, частными компаниями.

Существует несколько вариантов корпоративной пенсии, различающихся источниками накопления денежных средств.

Первый вариант – это солидарная система, когда пенсионные взносы, облагаемые налогом на прибыль, направляются работодателем на единый счёт. Продолжительность и сроки выплат в данном случае устанавливает само предприятие, а при назначении пенсии работодатель открывает именной счёт на работника и определяет сумму накоплений.

Второй вариант строится на индивидуальной системе – средства работодателя перечисляются на именные счета сотрудников и не облагаются налогом.

Третий вариант – паритетный: при нём в формировании пенсии участвуют и работодатель, и работник.

Условиями выплаты корпоративной пенсии, в зависимости от того, какие критерии для этого были одобрены компанией, как правило, такие: реализация права на назначение пенсии, устанавливаемой по российскому законодательству, увольнение из компании не по причине правонарушений, наличие непрерывного стажа в компании в течение определённого количества лет, по инвалидности, в случае потери кормильца и др.

Материалы по теме "Реформа пенсии"

Рекомендуем

Загрузка...