Валентина Матвиенко усомнилась в возможности увеличения пенсий за счет личных сбережений

2909
6 минут
Валентина Матвиенко усомнилась в возможности увеличения пенсий за счет личных сбережений

Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко считает, что разработанная Минфином новая система накопительных пенсий может не заработать в России, так как значительной части населения нечего откладывать.

Об этом Председатель Совета Федерации заявила в интервью «РИА Новости», комментируя законопроект о гарантированном пенсионном продукте. Она считает, что у россиян недостаточно накоплений для того, чтобы этот закон заработал в полную силу.

По словам спикера Совета Федерации, практика увеличения пенсии за счет личных сбережений довольно распространенное явление в мире, однако в России целесообразность ее введения находится под большим вопросом.

«На мой взгляд, сейчас значительная часть населения имеет доходы, из которых им просто нечего выделять на увеличение пенсионного обеспечения в будущем», - заявила Матвиенко.

К тому же она отметила, что граждане страны не могут понять механизмы расчета и начисления пенсии, так как в этой сфере постоянно происходят изменения, которые окончательно запутали россиян.

«Сказанное не означает, что я против совершенствования пенсионной системы <...> Но шаги в этом направлении должны быть продуманными, ответственными, учитывающими отечественные реалии», - отметила Валентина Матвиенко.

В то же время Матвиенко отметила, что для развития данной инициативы необходимо предусмотреть несколько базовых принципов, включая добровольность, налоговые преференции работодателей и сотрудников, а также жесткие гарантии со стороны государства и его ответственность за обеспечение сохранности пенсионных накоплений.

Напомним, что в начале сентября Министерство финансов объявило об окончании разработки законопроекта о гарантированном пенсионном продукте (ГПП), который был направлен на согласование. Он предполагает добровольное подключение граждан к формированию накоплений на пенсию в негосударственных пенсионных фондах.

Со своей стороны государство обязуется гарантировать их сохранность, а также предоставить налоговые льготы участникам системы. Планируется, что запуск этой системы произойдет в январе 2021 года.

Как отметили в Минфине, очередная пенсионная реформа предусматривает две главные задачи - повышение размера пенсий и предоставление стране источников длинных денег.

Главное отличие этого проекта от системы индивидуального пенсионного капитала (ИПК) первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов видит в исключительно добровольном участии россиян в системе накоплений на будущую пенсию.

«Когда готовили ИПК, то подразумевалось, что участие работников в этой системе будет по автоподписке. Если человек хочет выразить свое нежелание участвовать, он должен написать соответствующее заявление. Эта концепция сегодня не поддержана», -рассказал вице-премьер.

В ходе обсуждения нового пенсионного законодательства представители негосудаственных пенсионных фондов (НПФ) выступили против нового порога для выплат накопительных пенсий.

В итоге Национальная ассоциация пенсионных фондов не поддержала предложение Пенсионного фонда резко увеличить размер накопительной пенсии, ниже которого она выплачивается единовременно. Рынок готов на значительно меньшее повышение

Пенсионный фонд предложил новый механизм выплат накопительных пенсий

Как будут выплачивать накопительные пенсии

На сегодня граждане, выходя на пенсию, получают пенсионные накопления единовременно, если рассчитанная для них накопительная пенсия (по состоянию на день назначения) меньше 5% от страховой пенсии по старости. В том случае, если сумма выше 5%, то человеку назначается накопительная пенсия.

Для того, чтобы рассчитать сумму, все накопленные средства гражданина делятся на прогнозируемый период дожития, который сейчас составляет 252 месяца (в 2020 году он увеличится еще на шесть месяцев).

Повышение пенсионного возраста (до 65 лет для мужчин и 55 - для женщин) не затронуло границы для выплаты накопительной пенсии.

Пенсионный фонд предложил не привязывать ее к размеру общей пенсии, а назначать только в случае, если ежемесячный размер накопительной части составит не меньше 20% прожиточного минимума пенсионера. Если ниже - выплачивать накопления единовременно.

Напомним, что федеральный прожиточный минимум пенсионера на 2019 год составляет 8846 руб. в месяц, 20% от этой суммы - 1770 руб.

Так вот, НАПФ предлагает порог вдвое ниже ПФР - 10% от прожиточного минимума пенсионера, то есть около 885 руб. в 2019 году. Это, с одной стороны, упростит, удешевит и ускорит назначение пенсионных выплат, а с другой - позволит выплачивать накопительную пенсию и сохранит пенсионные накопления как инвестиционный ресурс, говорится в письме НАПФ.

Как считает президент НАПФ Константин Угрюмов, порог на уровне 10% от федерального прожиточного минимума пенсионера адекватен размеру пенсионных накоплений, выросших за счет инвестиционного дохода.

Представитель ЦБ заявил, что предложение ПФР нуждается в доработке, не уточнив подробностей. Вопрос прорабатывается, сообщили представители Минфина, Минтруда и Минэкономразвития.

Кого из пенсионеров затронут разовые выплаты

Как подсчитали эксперты, для назначения накопительной пенсии сегодня необходимо иметь около 177 тыс. руб. пенсионных накоплений.

Пенсионный фонд России предлагает более жесткое условие: чтобы получать полноценную накопительную пенсию, гражданам придется накопить 450–500 тыс. руб. Вдвое меньший порог потребует накопить около 228 тыс. руб.


Как сообщили в пресс-службе ВТБ, НПФ этого банка поддерживает предложение Пенсионного фонда о смене механизма определения порога минимальной накопительной части пенсии: это исключит для фондов правовые риски, связанные с тем, что расчетная страховая пенсия на момент назначения накопительной не совпадет с фактической.

Порог на уровне 10% от прожиточного минимума примерно на 50% увеличит минимальный размер накоплений на счете для единовременной выплаты, отметили в ВТБ, при этом финансовая устойчивость фондов повысится за счет увеличения размера пожизненных выплат, а количество получателей единовременной выплаты вырастет также примерно на 50%.

В то же время НПФ Сбербанка также предлагает ориентироваться на прожиточный минимум пенсионера при единовременных выплатах, сказал его операционный директор Виктор Поляков.

По мнению эксперта, для назначения ежемесячных выплат остаток на счете клиента должен составлять не менее 50 прожиточных минимумов (из расчета на 2019 год размера прожиточного минимума пенсионера 8846 руб. и периода выплат накопительной пенсии 252).

Таким образом, из предложений Сбербанка следует, что его позиция ближе к позиции ПФР. Поддерживаемый банком механизм «поможет упростить процесс определения права на единовременную выплату и обеспечит максимальную прозрачность процесса для застрахованных лиц», отметил Поляков.

Руководители НПФ поддерживают решение, предложенное НАПФ. Они считают, что оно позволит людям, рожденным до 1967 года, у которых пенсионные накопления чрезвычайно малы, получать их единовременно, а более молодым, которые формировали накопления до «заморозки» 2014 года и накопили более достойную сумму, получать накопительную пенсию.

У тех, кого лишили накопительной части пенсии в 2004 году (это граждане 1966 года рождения), за два года на пенсионном счету накопилось где-то 15 тыс. руб. плюс инвестиционный доход, и чистый результат без учета софинансирования составляет около 25 тыс. руб.  

Если до пенсии остается лет 10–11, то, соответственно, и с инвестиционным доходом, грубо говоря, около 8%, накопится не больше 45 тыс. руб. Разделим эту сумму на коэффициент дожития - получится меньше 885 руб., составляющих 10% от федерального прожиточного минимума пенсионера.

Предложение Минтруда об отсечении накоплений  на уровне 20% от прожиточного минимума пенсионера захватит и более молодые поколения. В итоге единовременные выплаты в основном получают люди старше 1967 года рождения, за которых взносы перечислялись всего два года в размере 2% от фонда оплаты труда (накопления формировались с 2002 по 2004 год, но затем власти отказались от этого механизма).

Так что, судя по всему, НАПФ, предложила компромиссное решение. С одной стороны, когда накопительная пенсия очень маленькая, транзакционные издержки на ее перечисление слишком велики и экономика бизнеса НПФ теряет смысл, а при выплате накоплений единовременно фонд закрывает все отношения с застрахованным лицом и становится более финансово устойчивым.

С другой стороны, при пороге в 20% от прожиточного минимума очень много людей получат деньги единовременно, и возникает вопрос, зачем был нужен НПФ, если можно было копить эти деньги другим способом.

 

Материалы по теме "Реформа пенсии"

Рекомендуем

Загрузка...