Приходя в магазин либо покупая продукты или товары в интернет-магазине, покупатели, напичканные информацией с экранов телевизора или из сети, в последнее время обращают внимание на этикетку. Ведь главное сейчас - это купить экологически чистый продукт или с наименьшим химическим составом, если речь идет о косметике, например. Как распознать ложность "натуральной" этикетки или бренда? На какие значки стоит обратить внимание при покупке экологического (био) товара. Что такое гринвошинг?
Что означает слово гринвошинг?
Этим естественным порывом и пользуются недобросовестные производители, придавая товарам статус «зеленых», выдавая, в целях маркетинга, желаемое за действительное, что получило название гринвошинг.
Слово greenwashing (от англ. green — зеленый и whitewash — отбеливание) — буквально «зеленое отмывание» (иногда «зеленый камуфляж»), ввел в обиход американский биолог и эколог-активист Джей Вестервельд (Jay Westerveld) еще в 1986 году.
Greenwashing (он же гринвошинг, он же зелёный камуфляж) — зелёное отмывание брендов, продуктов, сервисов — это, говоря простым языком, любые трюки, которые приводят к тому, что у потребителя складывается ложное представление об экологичности продукта (бренда и т.д.).
Около 58% «экологических» высказываний брендов косметики имеют как минимум одну ложь.
Это означает, что не всегда, когда вы читаете на упаковке — "растительная", "натуральная" косметика; "косметика, созданная природой"; "биокосметика" — это не обязывает её действительно быть такой. Связано это с тем, что ни в России, ни во всём мире не существует чётких определений, созданных законодательством, про то, что такое натуральная косметика, а что — нет.
Какие способы применяют нечестные производители?
Это может делаться несколькими способами:
- Например, зелёный цвет упаковки плюс надписи «фитотерапия», «природная» и т.д. ассоциируются с экологичностью и натуральностью продукта.
- Когда на упаковке ставятся такие слова, как натуральный, Natural, БИО, растительный и т.д. Не думайте, что все продукты с этими надписями — жертвы гринвошинга, но это и не значит, что если на продукте такая надпись, то его состав будет на 100% органический или натуральный.
- Ссылка на растительные компоненты – «на основе трав», «живая косметика» и т.д.
- Заявление об экологичности может быть правдивым, но совершенно бесполезным для потребителя. Например, на растительном масле любят писать, что оно «не содержит холестерина». Это рекламный трюк: холестерин вообще никогда не содержится в растительных маслах, он есть только в продуктах животного происхождения.
- Сертификат «Natural Care» совершенно ничего не означает, это «сертификат», придуманный самим брендом.
- Есть определённые сертификаты, которые подтверждают качество составов косметики, и признаны во всём мире.
Натуральная косметика и гринвошинг — как отличить?
А как же отличить, когда косметика действительно натуральная, а когда это гринвошинг?
Полезные советы:
Если вы не уверены, действительно ли натуральный продукт у вас в руках, то:
- посмотрите, есть ли у него сертификат органической косметики. Это может быть BDIH, NaTrue, ICEA, Ecocert, USDA и т.д. Если они есть, то продукт действительно органический и натуральный! Смело пользуйтесь!
- Научитесь читать состав! Обращайте внимание, чтобы в составе этой вроде бы натуральной косметики не должно быть таких ингредиентов, как SLS (Sodium Lauryl Sulfat, Sodium Laureth Sulfat), Dimethicone, Cyclomethicone,Сyclopentoxilase, Мethylisothiazolinone Мethylchloroisothiazolinone, все слова с PEG, парабены (все слова на -paraben), синтетические отдушки, силиконы, парафин и другие побочные продукты нефтепроизводства в натуральной косметике исключены.
Если вы нашли эти (или один из них) ингредиенты в косметике, то эта косметика не натуральная, а псевдонатуральная. То есть - гринвошинг!
- В соответствие с ГОСТОМ р 52738-2007 надпись «Био» может присутствовать только на маркировке молочных продуктов, обогащенных полезными микроорганизмами или специальными веществами, стимулирующими собственную микрофлору человека.
Что делать производителю?
Честный производитель, который уверен в своем продукте и хочет подчеркнуть его экологические качества, донести их до потребителя, может поступить двумя способами. Или пройти добровольную экологическую сертификацию и получить заключение независимого эксперта, или самостоятельно заявить об экологических свойствах продукции на этикетке.
В обоих случаях есть свои подводные камни, которых следует избегать как производителям и продавцам, так и покупателям.
Что такое самодекларация?
Согласно ГОСТу Р ИСО 14021-2000 «Этикетки и декларации экологические. Самодекларируемые экологические заявления (экологическая маркировка по типу II)» производитель или продавец товара имеет право сделать самодекларируемые экологические заявления, в том числе на этикетке продукции.
Гарантия надежности таких заявлений — метод оценки должен быть ясным, прозрачным, научно обоснованным и документированным. Это позволит покупателям быть уверенным в их достоверности.
То есть любое утверждение должно быть подкреплено документом или протоколом испытаний. Не важно, идет речь о надписи на этикетке «продукция экологически безопасна» или «зеленая».
В соответствии с этим стандартом не должны использоваться общие формулировки такие, как «не загрязняющая», «экологически благоприятная» и подобные им. Или, например, «натуральная». Ни в одном законе не прописано, что стоит за этими словами.
Словосочетание «полезная продукция» тоже можно трактовать широко и неоднозначно. А утверждения типа «полезно для сердца», без должного подтверждения, попадают еще и под закон о рекламе. Поэтому, если производитель хочет доносить достоверную информацию, то эти термины использовать не следует.
Заявления должны быть четкими, например – без сухого молока, без красителей, без пищевых добавок, но в то же время уместными. Ситуация, когда на упаковке морской соли написано «не содержит ГМО», тоже из разряда гринвошинга.
На что ориентироваться покупателю?
На сегодняшний день заслуживают доверия продукты, на которых стоит экомаркировка, подтвержденная международно-признанным экологическим сертификатом.
С примерами такой продукции можно познакомиться в мобильном приложении «Экополка».
Из органик маркировок наиболее известен «евролист».
Он всегда должен сопровождаться кодовым номером органа контроля и местом выращивания сельскохозяйственного сырья, из которого состоит продукт.